Конструирование в подготовительной группе детского сада

Конструирование для детей — достаточно сложный вид занятий в ДОУ, имеющий черты сходства с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых, но это не мешает ему быть увлекательным и развивать ряд полезных навыков и умений. В подготовительной группе детского сада открываются практически неограниченные возможности для использования всевозможных техник и материалов при проведении занятий по конструированию.

Теоретические аспекты обучения конструированию в подготовительной группе

Под детским конструированием понимается деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт из различных материалов (бумаги, пластилина, конструктора и др.) игровые поделки (постройки).

Различные материалы представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру.

А.С. Макаренко

Основной задачей обучения в подготовительной группе является подготовка к школе. Дети уже многое знают и умеют, поэтому сейчас важно научить их применять свои знания и планировать. Если в младших группах воспитатель ставил перед малышами задачу, рассказывал, какие действия следует производить, чтобы её решить, заготавливал элементы для поделки, то ребятам из подготовительной группы даётся больше свободы для творчества.

Ребенок 6 лет уже может сам придумать, что он будет делать, составить план и действовать по нему, чтобы воплотить задуманное. Задача воспитателя заключается в помощи ребенку. Старшему дошкольнику не нужно говорить: «Ты должен сделать так». Нужно побуждать детей размышлять, поэтому лучше предложить: «Давай подумаем, как это можно сделать».

Педагог должен контролировать весь процесс, показывать и объяснять новые техники, подсказывать что непонятно ребёнку. Но делать это так, чтобы дети чувствовали свою ответственность и самостоятельность. Хорошим решением является передача поделок в младшие группы для применения в качестве пособий или дидактических материалов. В этом случае у ребёнка появляется не только чувство удовлетворения от удачно сделанной поделки, но и гордость за свой труд, осознание того, что эта вещь важна, нужна и может кому-то послужить.

Как научить старшего дошкольника составлять план

Легче всего научить детей планированию, используя строительные материалы: кубики, строительные наборы, конструкторы, лего-конструкторы. Строить по простому плану, составленному воспитателем, дети пробуют ещё в младших группах, со временем задача усложняется. Теперь пришло время составлять планы самостоятельно.

Дети, сидя за партами, занимаются конструированием из строительных материалов

В подготовительной группе дети должны научиться составлять план и действовать по нему

Легче всего обучение планированию проходит, если использовать метод от обратного. То есть воспитатель строит какую-то модель. Затем дети рисуют план этой модели (на фото). После этого воспитатель предлагает им самим придумать свой план, нарисовать его на бумаге и построить задуманное. Начинать нужно постепенно, используя принцип «от простого к сложному». Сначала используется ограниченное количество деталей, а в конце можно построить целый дворец.

При строительстве по готовому плану нужно переходить к сложным схемам. Воспитатель предлагает ребятам работать по и объёмным, сделанным в разных ракурсах планам, причём лучше, чтобы они были не цветные. Это поможет детям развить способность додумывать, какие детали нужно использовать, хотя их и не видно на рисунке.

Если в младших группах дети создавали из кубиков и строительных наборов, помимо домиков, различную мебель, заборчики и дорожки, то сейчас можно переходить к сложным моделям кораблей, самолётов, машин и т. д.

Фотогалерея: примерные планы для строительства по темам «Здания», «Мосты»

Фотогалерея: схемы и примеры готовых работ по темам «Корабли», «Машины», «Летательные аппараты», «Космический корабль»

Что могут делать дети из подготовительной группы

Выбор техник, которые можно предложить детям в этом возрасте, достаточно широк. Ребята уже умеют многое: делать аппликации, лепить из разных материалов, элементарно шить, вязать, плести, делать поделки из бросовых материалов и т. д. Воспитатель можете предложить им освоить новые техники или совершенствоваться в уже изученных.

Размер поделки зависит от техники, в которой она будет исполнена, но все же за большими размерами гнаться не стоит. Гигантизм тут не уместен, если только это не какой-то общий проект. Материалы, используемые на занятиях, тоже могут быть любыми: различная бумага, природные материалы, нитки, ткани, солёное тесто, бросовые материалы, конструкторы и т. д. Многое зависит от фантазии воспитателя. Что только люди ни используют для поделок, даже, например, стружку от заточки карандашей.

В возрасте 6–7 лет дети в состоянии самостоятельно сделать практически все детали для своих поделок. Воспитатель может только предоставить готовые шаблоны для аппликаций или выкроек, если предполагается что-то шить. Но дети сами обводят эти шаблоны у себя на бумаге, ткани, фетре и т. д., а затем вырезают их. Если материал, который надо разрезать, очень толстый или плотный, то тоже потребуется помощь воспитателя — детям такое лучше не давать во избежание травм и порезов.

Дети, конечно же, могут делать индивидуальные поделки, но заслуживает внимания и такой вид работы, как коллективный проект, в создании которого принимает участие вся группа.

Фотогалерея: аппликации из карандашной стружки

Проведение занятий по конструированию в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду обязательно должны быть тематическими, а не просто изготовление поделок, чтобы занять время. Так, приведённый ниже коллективный проект «Огород» привязывается к экологической теме.

Коллективный проект «Огород»

Этот проект выполняется в привычной технике пластилиновой аппликации, на половинке листа картона. Каждый ребенок делает свой участок огорода — свою грядку, на которой растёт какое-то растение. Потом огород составляется. Можно скрепить отдельные элементы огорода при помощи скотча. В результате получится пример отличного наглядного пособия для воспитанников младшей группы.

Огород, выполненный из пластилина

Получившийся в ходе коллективной работы огород может стать наглядным пособием для младшей группы

Темы для начала занятий по конструированию

В начале занятий воспитатель может рассказать о том, как зародилась та или иная техника, привести примеры интересных историй, исторических фактов. Приведем несколько примеров.

Оригами

Оригами — японское искусство. В начале своей истории оно было доступно только богатым людям, ведь бумага была очень дорога. Неудивительно, что первоначально оригами было связано с религией. Со временем бумага становилась все более доступной, и складывать из нее фигурки стали все. Сначала секреты передавались устно. Старшие учили младших, были и фамильные секреты. В далеком 1797 году были напечатаны первые инструкции по оригами. Книга называлась «Тысяча способов сложить журавля».

Складывание фигурок из бумаги — это настоящее искусство. Сегодня им увлекаются во всем мире. Создание общепринятых обозначений сгибов в оригами позволило печатать специальные книги по этому виду рукоделия. С каждым днем их становится всё больше, поэтому каждый, кто хочет заниматься оригами, может это делать.

Цветущая сакура и журавли, выполненные в технике оригами

Оригами — это не просто складывание простых фигурок из бумаги, это настоящее искусство

Люди создают фигурки разной сложности и разных размеров. Кто-то любит делать очень маленькие фигурки, которые могут поместиться на подушечке одного пальца, а кто-то делает гигантов высотой до 3 метров.

Лоскутное шитьё

Никто не знает, когда зародилось искусство лоскутного шитья. Кто-то говорит, что это достаточно молодое искусство, а другие — что оно появилось очень давно. Было бы правильно предположить, что правы вторые. Ведь как только люди начали шить одежду, тут же начали её и украшать, при этом обрезки ткани не выбрасывали, а что-то из них мастерили.

В музее Каира (столицы Египта) есть кусок орнамента, сшитый из кожи. Учёные считают, что он был сделан в 980 году до н. э. Примерно в это же время был сделан экспонат музея в Токио (столица Японии) — одежда, которую украшают нашитые на неё полоски ткани. При раскопках скифских курганов находили фрагменты одеял, сшитых из лоскутов, и на них даже были элементы орнамента. Так что лоскутное шитьё можно считать древним рукоделием.

Конечно, когда на фабриках стали производить красивые и недорогие ткани в больших количествах, у женщин появилось и больше возможностей делать из остатков материи красивые вещи. Но самой нужной из них было лоскутное одеяло. Оно было практически в каждом доме, независимо от достатка хозяев. Лоскутное одеяло непременно входило в состав приданого невесты.

Картина акварелью с изображением собаки и девочки, лежащей под лоскутным одеялом

Лоскутные одеяла часто изображаются художниками на картинах

О популярности лоскутного шитья можно судить по тому, что многие художники на своих картинах изображали или людей, занимающихся этим рукоделием, или какие-то вещи, сшитые из лоскутков, чаще всего это были одеяла. Сегодня лоскутная техника в основном применяется для создания художественных вещей, без практической ценности. Хотя лоскутные одеяла шьют до сих пор.

Конструирование из природных материалов

Широкие возможности сочетать конструирование и занятия по экологии даёт использование природных материалов. Например, все любят собирать каштаны. Но ведь это же прекрасный материал для поделок. Для работы потребуются только каштаны, пластилин и глаза для животных, хотя их тоже можно вылепить из пластилина. У симпатичного семейства мышей на картинке уши сделаны из маленьких ракушек, но их можно заменить, например, шапочками от желудей.

Это важно! Для детей нужно подбирать такие модели, в которых не требуется проделывать отверстия в каштанах. Если по задумке это необходимо, то воспитатель заранее готовит такие материалы.

Шишки — тоже отличный материал для поделок и проявления фантазии. С помощью пластилина можно сотворить симпатичного зайку.

Заяц из пластилина и сосновой шишки

Сосновые шишки являются отличной основой для изготовления различных поделок

Фотогалерея: примеры поделок из каштанов

Техника оригами

Это важно! Лучше для поделок в технике оригами использовать специальную бумагу. Во-первых, лист уже квадратный, во-вторых, она лучше складывается, а в-третьих, на сгибе она не белая.

«Зайчик»

Сложить зайца по представленной ниже схеме довольно просто.

Схема оригами для изготовления зайчика

В технике оригами важно соблюдать точную последовательность действий

На получившейся поделке ребятам остаётся только фломастерами нарисовать мордочку зайчика.

Мордочки зайцев, выполненные в технике оригами

Вот такие забавные зайчики должны получиться в итоге

«Щенок»

Модель щенка, выполненная в технике оригами, состоит из двух деталей, для скрепления которых понадобится клей.

Схема оригами «Щенок»

Вот такого щенка можно сделать по простой схеме

Делаем сначала туловище, затем — голову. Приклеиваем голову к туловищу. Рисуем нос, язык и глаза (по желанию можно аккуратно приклеить заранее вырезанные).

Видео: как сделать коробочку из бумаги

Поделки из картона

В старшей группе дети уже освоили технику склеивания цилиндра и конуса из картона. В подготовительной группе они развивают эти умения и мастерят разнообразные поделки на основе этих двух элементов.

Фотогалерея: поделки из картона на основе элементов цилиндр и конус

Видео: конструирование из бумаги «Мухомор»

Ганутель: тема «Цветок»

Выполнять поделки в технике ганутель детям очень нравится. Она довольно проста, но увлекательна. Для изготовления поделки потребуется проволока (средней толщины, пластичная, но хорошо держащая форму), прямая палочка круглого сечения и не толстая (лучше деревянная, например, можно использовать кисточку для рисования, карандаш для этих целей слишком толст) и цветные нитки.

В данном случае занятие можно связать с исторической темой и географией. Техника ганутель зародилась на Мальте в монастырях. До сих пор тамошние монахи делают удивительные по своей красоте изделия в технике ганутель. Они даже приравниваются к ювелирным. Так что уместно будет рассказать детям о Средиземном море, острове Мальта, Мальтийском ордене.

Кстати! Мальтийский орден до сих пор имеет статус наблюдателя в Совете Европы и ООН и официальных послов в 105 странах.

Техника выполнения изделий:

  1. Плотно наматываем проволоку на палочку. Получается спираль. Аккуратно снимаем спираль с палочки.
    Схема изготовления поделки в технике ганутель

    Порядок выполнения работы в технике ганутель


  2. Формируем нужную деталь, например, лепесток цветка, листик.
  3. Наматываем нитки.
  4. Делаем следующую деталь.
  5. Собираем готовое изделие.

Фиалка, выполненная в технике ганутель

Изделия, выполненные в технике ганутель, получаются очень красивыми

Занятия техникой ганутель развивают у детей усидчивость, аккуратность и целеустремленность. А также учат планированию, ведь сначала нужно представить, что должно получиться в итоге, подобрать подходящие по цвету нитки, собрать готовое изделие.

Картотека игр для занятий по конструированию

На занятиях по конструированию можно использовать и игровые моменты, связанные с общей темой. Вот несколько интересных игр.

«Кто быстрее»

Данная игра применяется на занятии со строительными материалами на тему «Построй по плану». Воспитатель готовит или одну большую схему предлагаемой постройки или несколько маленьких — по числу команд. Также надо подготовить одинаковые строительные наборы (можно с лишними деталями, но это уже усложненный вариант).

Примерная схема дома для игры «Кто быстрее»

Для игры «Кто быстрее» командам дошкольников предлагается построить такой замок

Ребята делятся на 2–3 команды (в зависимости от общего числа детей). По сигналу воспитателя они начинают строить свои модели. При оценке результатов оценивается не только, какая команда закончила строительство первой, но и качество постройки — ее устойчивость, соответствие плану и эстетичность. Также необходимо учитывать сплоченность действий — по условиям игры не может победить та команда, не все члены которой принимали участие в игре.

Данная игра развивает внимательность, координацию, аккуратность, ответственность, умение работать сообща.

«Что в мешочке лежит»

Для этой игры потребуются разные детали от деревянного конструктора и непрозрачный мешочек. Она развивает тактильные ощущения ребёнка и помогает научиться ими пользоваться. Также целью игры является закрепление названий строительных элементов конструктора.

В мешочек складываются разные детали конструктора. Дети по очереди засовывают туда руку, берут деталь и пытаются на ощупь определить, что это. Затем называют, что им попалось, достают из мешка и показывают всем. Побеждает тот, кто безошибочно угадал больше деталей.

Башенки и арки из деревянного конструктора

Детали деревянного конструктора используются в игре «Что в мешочке лежит»

«Разложи детали по порядку»

Детям раздаются детали от деревянного конструктора. Воспитатель показывает на несколько секунд картинки с изображением 6 деталей, потом убирает их, а дети должны выложить в ряд правильную последовательность того, что увидели. Это упражнение отлично развивает внимательность и память.

Начинать можно с 4 одноцветных деталей, а со временем дойти до 7 и разного цвета. В идеале ребенок должен запоминать последовательность из 7 предметов, но хорошим результатом считается и 6.

«Построй по памяти»

Игра аналогична предыдущей. Только здесь педагог строит какую-то конструкцию из 7–8 деталей, предлагает запомнить, разбирает ее, а дети строят по памяти. Кто построит первым и правильно — водит, то есть создает свою конструкцию и предлагает ее повторить.

«Построй с закрытыми глазами»

Очень весёлая игра. Дети делятся на команды (3–4 человека будет достаточно, чтобы друг другу не мешали), им раздаются кубики (лучше использовать крупные пластмассовые наборы), даётся время, чтобы посовещаться, затем завязываются глаза и предлагается построить, что они задумали. Чья постройка окажется интереснее, та команда и выиграла.

Замок, построенный из крупных деталей пластмассового конструктора

Крупные детали пластмассового конструктора подойдут для игры «Построй с закрытыми глазами»

Игра развивает внимательность, мелкую моторику, аккуратность, умение договариваться, планировать и действовать сообща.

Проведение открытого урока в подготовительной группе

В подготовительной группе открытые уроки проводятся как для родителей, чтобы показать, чем занимаются их дети, как себя ведут, как с ними общается воспитатель, так и в рамках методической работы.

План открытого урока по теме «Строим мост»

В вводной части урока воспитатель показывает картинки разных мостов и рассказывает, какие бывают мосты, их назначение.

Воспитатель: «Сегодня у нас гости, ребята. Давайте поздороваемся с ними.

Тема нашего занятия «Какие бывают мосты». Сейчас мы посмотрим на картинки и узнаем, какие бывают мосты. На первой фотографии мы видим железнодорожный мост. По таким мостам через водные препятствия проезжают поезда. На второй картинке — автомобильный мост, построенный специально для машин. Посмотрите на третью картинку. Если по мосту ходят только люди, то такой мост называется пешеходным.

Обратите внимание на четвертую картинку — какой интересный мост. Он двухъярусный. По первому ярусу едут автомобили, а по второму — поезда. Также могут быть двухъярусные мосты для автомобилей и пешеходов. Мосты делятся не только на железнодорожные, автомобильные и пешеходные. Они бывают разными и по типу постройки. Посмотрим, какие же ещё бывают мосты.

На пятой фотографии мы видим подвесной мост. Такие мосты прокладываются обычно в горах и чаще всего бывают пешеходными. Хотя современные технологии позволяют строить подвесные мосты и для автомобилей. На шестой фотографии мы видим, что мост проходит не над рекой, а над железнодорожными путями. Такой мост называется эстакадой. По ней могут ходить люди, ездить машины или поезда. Значит, какие могут быть эстакады? (Ответы детей).

Посмотрим на седьмую фотографию. Мы видим, что мост здесь проходит не над рекой и не над другой дорогой. Такой мост называется виадук. Его отличие от эстакады в том, что он проходит не над ровной поверхностью. На восьмой фотографии мы видим, что по виадуку едет поезд. Значит, какой это виадук? (Ответ детей).

Люди стараются не просто построить мост, но и сделать его красивым. Вот, например, пешеходный мост в Китае. Он называется «Драконий мост». Посмотрите на девятую фотографию — он действительно напоминает тело дракона. Иногда люди строят и необычные мосты. Пример такого моста на десятой фотографии. Это пешеходный «Мост Моисея» в Голландии. Он построен ниже уровня реки.

Посмотрите, у всех мостов есть опоры, на которых укладываются перекрытия (кроме подвесных мостов). Крайние опоры моста называются устоями. То есть это что-то такое очень надежное. А вот опоры между ними, которые стоят в воде, называются быками. Поэтому поводу даже есть стихотворение, которое написал детский поэт Александр Шибаев:

Что за шутки?
Говорят,
На БЫКАХ
Мосты стоят!
Вот он, мост,
Под ним река —
Ни единого быка!





Не пойму я ничего:
Утонули, что ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелёгкого труда?



Ну, а мост на чём тогда?

Шибаев А.А.

Вы, наверное, устали? Давайте поиграем в игру «Перейди через речку». (На полу укладываются 2 шнура в метре друг от друга — это «речка». Через них перекидывается доска шириной в 15 см — «мостик». Дети должны перейти по дощечке на другую сторону).

Вот у нас речка, на другом берегу растут ягоды на земле, чтобы их собрать, надо будет присесть, и яблоки на дереве — надо подпрыгнуть. Ну, пошли! (Дети переходят по мостику речку и по команде «Ягоды — яблоки» приседают и подпрыгивают, вытягивая руки вверх).

Насобирали мы ягод и яблок, теперь пойдем назад. (Дети переходят через речку обратно).

Теперь вы сами должны построить мосты. Решите сами, какие они будут. (Дети строят мосты из строительных конструкторов).

Дошкольники строят мосты из деталей деревянного конструктора

Пример самостоятельной работы на занятии — дети разбиваются на команды и строят мост по своему замыслу

Вот какие красивые мосты у нас получились! Что же мы узнали сегодня на занятии? Какие бывают мосты? (Ответы детей). А теперь давайте подумаем, какие мосты есть в нашем городе? (Ответы детей).

Молодцы, ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями».

Фотогалерея: какие бывают мосты

Пример анализа занятия на тему «Строим мост»

Цели занятия:

  • познакомить детей с конструкциями мостов,
  • узнать новые слова: виадук, эстакада,
  • развить навыки планирования и строительства мостов,
  • развить навыки совместной работы.

Анализ занятия. Цели занятия были выполнены. В вводной часть был использован наглядный материал. Осуществлялась двусторонняя связь — дети активно участвовали в процессе. Не забыта физкультурная пауза. Воспитанники смогли отвлечься и выплеснуть накопившуюся энергию. Это помогло им сосредоточиться на второй части занятия и выполнить задание, предложенное педагогом. Дети для выполнения задания были разбиты на группы по 3 человека, что дало им всем возможность поучаствовать в процессе строительства. В целом занятие прошло успешно.

Примеры конспектов занятий по конструированию для открытых уроков

  • Г. Калинина «Путешествуем на остров сокровищ» — конструирование из строительного материала.
  • Волкова «Подарок Фунтику» — конструирование из бумаги.
  • О. Оришич «Строительство рабочих машин» — конструирование из элементов LEGO.
  • Е. Мирошкина «Путешествие на улицу Самоделкина в мастерские Очумелых ручек» — конструирование из природного материала.
  • Моторина И. «Сказ про Балду» — конструирование из спичечных коробков.

Самообразование воспитателя по теме конструирования

Конструирование — процесс творческий. Можно, конечно, проводить стандартные занятия, используя простейшие приёмы, и бесконечно строить из кубиков, делать традиционные аппликации или вырезать примитивные поделки из бумаги. Но это не будет интересно детям, да и научиться они смогут немногому.

Чтобы научить детей, воспитатель должен обладать развитой креативностью и владеть различными умениями. Сейчас есть много возможностей для самообразования — издается много книг по различным видам рукоделия, множество сайтов в интернете для увлечённых людей. Нужно только желание овладеть новой техникой и поделиться новыми знаниями с детьми.

Как выполнить работу по самообразованию

Лучшим показателем хорошей работы любого учреждения в глазах проверяющих является красиво оформленная документация. С настоящим самообразованием эта работа пересекается лишь частично, потому что реальное самосовершенствование — процесс индивидуальный и продолжающийся всю жизнь. Каковы же правила написания хорошей работы по самообразованию?

  1. В первой части работы обязательно ссылаться на ФГОС ДО.
  2. Необходимо после выбора темы правильно сформулировать заголовок. Он должен быть ёмким и научно ориентированным. Темы по самообразованию могут долго оставаться актуальными, а вот заголовки необходимо корректировать.
    Пример схемы для оформления работы по самообразованию

    При оформлении работы по самообразованию желательно использовать как можно больше таблиц, графиков, диаграмм


  3. Текст должен быть написан профессиональным языком, с терминами и пояснениями.
  4. Побольше иллюстраций, а особенно — таблиц, графиков, диаграмм и прочей наглядности, подтверждающей результаты работы по самообразованию.

Выполнив работу по самообразованию по этим принципам, педагог окажется на хорошем счету у руководства ДОУ. Потому что оно, в свою очередь, будет иметь возможность представить ваш труд на проверку разнообразным проверяющим, которые тоже останутся довольны. А воспитатель продолжает заниматься самообразованием, планированием уроков, разработкой новых тем для практической работы с детьми.

Пример оформления работы воспитателя по самообразованию

Красиво оформленная работа по самообразованию — залог успеха педагога

Примерные темы по самообразованию воспитателя

Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством аппликации.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством аппликации.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Вариативные формы организации детской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Мастерская как форма организации продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе продуктивной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Сотрудничество педагогов и родителей по познавательному развитию воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках продуктивной деятельности.

«Детство-гид»

http://detstvogid.ru/arhiv-voprosov-otvetov-k-state-kak-sformulirovat-aktualnuyu-temu-po-samoobrazovaniyu/.html

Занятия по конструированию в детском саду очень важны, поскольку развивают не только творческие способности и фантазию дошкольников, но и такие качества, как усидчивость, аккуратность, внимательность, ответственность, способность доводить начатое дело до конца. Чтобы занятия по конструированию увлекали детей, следует делать их разнообразными, а это дает стимул для самосовершенствования и воспитателю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: