Лэпбук по экологии: воспитываем юных защитников природы

В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений ДОУ. Его цель — формирование личности, способной бережно относиться к природе, жить в гармонии с ней, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Чтобы преподнести эти важные моменты максимально увлекательно, избегать назидания, воспитатели облекают знания в игровые формы, используют необычные пособия, например, лэпбук.

Для какого возраста подойдёт экологический лэпбук

Хотя знания о природе, взаимодействии живых организмов друг с другом и окружающей средой дошкольники получают уже в младшей группе, экологический лэпбук детям всё же лучше предлагать в старшем звене. Ведь главная цель этого пособия — донести до ребят мысль, что необходимо беречь свою родную планету, чтобы избежать серьёзных проблем.

В интернете можно встретить разработки экологических лэпбуков для средней и даже младшей группы. Однако, по сути, они являются комбинацией тем «Времена года», «Явления природы», «Лесные животные и растения», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды». Непосредственно же тему охраны природы ребятам целесообразно предлагать именно в старшем дошкольном возрасте: они подходят к ней более осознанно, например, уже понимают, что такое пищевые цепи, невозобновляемые ресурсы, Красная книга и пр.

Девочка занимается с экологическим лэпбуком

Экологический лэпбук, затрагивающий глобальные проблемы человечества, детям лучше всего предлагать в страшем дошкольном возрасте

Конкретные задачи экологического лэпбука следующие:

  1. Дать представление о науке экологии.
  2. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе.
  3. Закрепить правила поведения в природе.
  4. Дать представление о Красной книге, лекарственных растениях.

Определение науки экологии в лэпбуке, изображение завода с дымящимися трубами с надписью «Береги»

Старшие дошкольники уже могут осознать, что за наука экология

Воспитанники старшей и подготовительной группы могут активно участвовать в наполнении лэпбука, например, раскрашивать карточки, подготовленные воспитателем.

Информационное наполнение лэпбука «Экология»

Лэпбук «Экология» нужно наполнять конкретной информацией, имеющей прямое отношение к теме защиты природы и бережного к ней отношения:

  1. Правила поведения в природе. Лучше всего оформить их в виде карточек с картинками или даже сопроводить стихами.Карточки «Правила поведения в природе»

    Надпись обязательно должна сопровождаться картинкой, как вариант можно дополнить её ещё и стихами

  2. Экологические знаки (запрещающие). Они должны иметь соответствующее оформление (картинка, перечёркнутая красной чертой).Экологические знаки

    Запрещающие знаки должны иметь соответствующее оформление (картинка перечёркнута красной чертой)

  3. Живая и неживая природа. Это карточки, с помощью которых дети могут выстраивать конкретные виды взаимодействия объектов.Карточки «Живая природа» и «Неживая природа»

    Панно может дополняться новыми карточками, нарисовать их могут и сами дети

  4. Зелёная аптека. Это изображение лекарственных растений и ягод (картинки с кратким описанием лекарственного действия).Панно «Зелёная аптека»

    В панно также легко можно добавлять новые картинки

  5. Ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые. Дети должны знать, что одни ресурсы со временем возобновляются (например, кислород, которым мы дышим, производят растения), другие же нельзя воспроизвести (нефть, природный газ).
  6. Виды мусора. Лучше всего оформить эту информацию в виде контейнеров с надписями «пластик», «бумага», «пищевые отходы», «стекло» и карточек с изображением различных предметов, которые нужно выбросить.
  7. Красная книга растений и животных (информация краткая, поскольку Красная книга — очень интересная тема и по ней можно сделать отдельный лэпбук).Красная книга в экологическом лэпбуке

    Информация по Красной книге не должна быть слишком подробной, поскольку эта тема отдельного лэпбука

  8. Дидактические игры на экологическую тему: «Кто чем питается?», «Где чей домик?», «Чьи следы?», «Сортировка мусора», «Накорми птичек» и пр.
  9. Пословицы, загадки, стихи на экологическую тему (подборка ниже).
  10. Экологический театр на фланелеграфе. С помощью картонных персонажей дошкольники могут разыгрывать мини-сценки на экологическую тему.Экологический театр на фланелеграфе

    С помощью картонных персонажей дошкольники могут разыгрывать мини-сценки на экологическую тему

  11. Вопросы для экологической викторины. Например, «Под Новый год некоторые папы отправляются в ближайший лес, чтобы срубить ёлку. Правильно ли они поступают?»Конверт с вопросами для экологической викторины

    Вопросы можно предлагать дошкольникам на занятии, в свободное время или на специальном мероприятии

  12. Экология в русских сказках. Лучше всего оформить в виде картинок, по которым можно легко узнать конкретную сказку. По ним можно проводить эколого-литературную викторину. Примеры сказок следующие:
    • «Гуси-лебеди». Девочка помогла речке и яблоньке, и те в ответ помогли ей.
    • «Царевна-лягушка». Иван-Царевич, ища свою невесту, повстречал медведя, зайца, утку, щуку, но не сделал им ничего плохого. Эти животные также отплатили Ивану добром — помогли добыть иглу, хранящую смерть Кощея. Сказка доносит детям мысль, что в природе нет ничего лишнего, всякое живое существо несёт какую-то пользу.
    • «Репка». Здесь люди и звери объединяются, чтобы достичь общей цели. На примере этой сказки можно показать ребятам, что нужно объединиться, чтобы спасти нашу родную Землю. Если немного пофантазировать, то в роли репки можно представить весь земной шар, который находится в опасности и просит помощи.Картинки на тему «Экология в русских народных сказках»

      По картинкам можно проводить с дошкольниками эколого-литературную викторину

Подборка пословиц и поговорок на экологическую тему

  • Птичьих гнёзд не разоряй. Птицам всегда помогай.
  • Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить.
  • Враг природы тот, кто её не бережёт.
  • Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
  • Птиц, зверей оберегай, никогда не обижай.
  • Одно дерево срубил — посади сорок.
  • Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться.
  • Возле леса жить — голоду не видеть.
  • Кто землю лелеет — того земля жалеет.
  • Без хозяина земля круглая сирота.
  • Где много пташек, там нет букашек.
  • Сломать дерево — секунда, вырастить — года.
  • Один человек пройдёт — оставит след, сто — тропинку, тысяча — пустыню.

Подборка загадок на экологическую тему

  • Они украшают луга и леса,
    И это не только природы краса –
    В них пчёлы находят целительный дар
    И бабочки пьют их них сладкий нектар.
    (Цветы)



  • Так прозвали люди их недаром.
    Чтобы лес был красив и здоров,
    Без личинок вредных и жуков,
    Они на страже день и ночь
    Гонят разных короедов прочь!
    (Муравьи)




  • Без взрослых с ним развлекаться опасно,
    Закончиться может забава ужасно.
    В лесу очень сухо бывает порой
    И он обернётся серьёзной бедой.
    (Костёр)



  • Мы его в походе жгли,
    В нём картошку напекли,
    Чтоб не сжечь лесной ковёр,
    Потушили мы… (костёр)


  • Можем мы в траве их встретить,
    Ведь жильцов там миллион!
    Ты их увидишь на пути –
    Не обижай, а отойди!
    Без них весь лес, друг мой,
    И одинокий, и пустой.
    (Насекомые)





Подборка стихов на экологическую тему

  • «Окружающая среда»
    Всё — от старой сосны у забора
    До большого тёмного бора
    И от озера до пруда –
    Окружающая среда.
    А ещё и медведь, и лось,
    И котёнок Васька небось?
    Даже муха — вот это да! –
    Окружающая среда.
    Я люблю на озере тишь,
    И в пруду отраженья крыш,
    Рвать чернику люблю в лесу,
    Барсука люблю и лису…
    Я люблю тебя навсегда,
    Окружающая среда!













  • В. Орлов
    «Благодарность»
  • Однажды на дачный порожек
    Зашёл любознательный ёжик.
    Навстречу ему потянулась рука,
    Другая рука налила молока.
    Крошили печенье в глубокое блюдце
    И ёж, уходя, обещал им вернуться.
    А вечером думал, гуляя в лесу:
    – Я завтра рукам червяков принесу.






  • Смотрю на глобус — шар земной,
    Такой прекрасный и родной!
    И шепчут губы на ветру:
    «Я сберегу вас, сберегу!»


  • В тревоге рощи и леса,
    Роса на травах, как слеза!
    И тихо просят родники:
    «Ты сбереги нас, сбереги!»
    Грустит глубокая река,
    свои теряя берега,
    И слышу голос я реки:
    «Ты сбереги нас, сбереги!»
    Остановил олень свой бег,
    Будь человеком, человек!
    В тебя мы верим — не солги:
    «Ты сбереги нас, сбереги!»










  • А. Смирнов
    «В природе столько красоты!»
    В природе столько красоты –
    Вглядись, и ты поймёшь,
    Зачем росистые кусты
    Окутывает дрожь.
    Куда, журча, ручей бежит,
    Прозрачнее стекла,
    О чём под вечер, в поле ржи,
    Поют перепела…
    Пусть станет сердцу твоему
    Понятна птичья речь –
    И ты научишься тому,
    Как это всё беречь.












Особенности оформления лэпбука по экологии

В оформлении лэпбука воспитатель должен использовать больше интересных деталей, которые привлекут детское внимание. Прежде всего нужно придумать для пособия яркое название, например, подойдут такие варианты:

  • «Юные экологи»,
  • «Береги свою планету»,
  • «Природа — наш родной дом»,
  • Любите и охраняйте природу»,
  • «Берегите природу».

«Лицо» лэпбука — это его обложка. На ней можно изобразить планету Земля с человеческими чертами (улыбающуюся, с волосами).

Распашные обложки, где изображена планета Земля с антропоморфными чертами

Интересные элементы обложки сразу привлекают детское внимание

Края обложки можно красиво оформить зелёными ленточками.

Края обложки оформлены зелёными атласными ленточками

В оформлении нужно использовать больше декоративных элементов — это всегда нравится детям

Можно оформить обложку из двух частей. Первая — в тёплых тонах, изображающая улыбающихся животных, а вторая будет чёрно-белой, хмурой, с голыми деревьями, словно предостережение того, что может случиться, если мы не будем беречь природу.

Обложка с цветной и чёрно-белой сторонами

Замечательная идея — сделать обложку-предостережение

Само определение экологии внутри пособия можно дать в виде объёмного цветка.

Цветок, на лепестках которого написано определение экологии

Тематика лэпбука располагает к цветочным элементам

В лэпбук стоит поместить книжечки (маленькие или среднего размера), которые дети любят перелистывать. Например, это могут быть «Лекарственные растения» или «Виды ресурсов».

Книжечки «Лекарственные растения», «Ресурсы»

Хорошо включить в лэпбук маленькую книжечку или даже две — детям интересно их листать

Детям всегда нравятся раскладные конверты. Можно сделать два варианта «Отчего планета радуется» и «Отчего планета грустит». Первый будет выполнен в тёплой цветовой гамме, второй — в холодной.

Раскладные конверты в тёплых и холодных тонах

Детям нравится открывать и закрывать лепестки конвертов, похожих на цветы

Открыв «лепестки», ребята смогут увидеть, что именно радует или расстраивает планету.

Внутреннее наполнение конверта «Отчего планета грустит»

Открыв конвертик, ребята увидят, что именно так расстраивает Землю

Оригинальный элемент оформления — конверт, завязанный на ленточки.

Конверт, завязанный на ленточки

Сам процесс развязывания конверта, чтобы узнать его содержимое, завораживает детей

Ещё одна интересная деталь — вращающийся диск, например, на тему «Кто что ест». На большом кругу изображены животные и птицы, а на маленьком кругу — их пища. Вращая круг, дети сопоставляют картинки.

Вращающийся диск, изображающий животных и их пищу

Вращая верхний подвижный круг из картона, ребёнок подберёт животное к определённой пище

Обязательно нужно использовать раскладные ленты. Например, одна может изображать объекты живой природы, другая — неживой.

Раскладные ленты, изображающие объекты живой и неживой природы

Оригинальный элемент оформелени -раскладные ленты

Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков по экологии

Видео: презентация лэпбука по экологии для старших дошкольников

Видео: мальчик демонстрирует свой домашний лэпбук по экологии

Как использовать экологический лэпбук в работе с дошкольниками

Экологический лэпбук, конечно же, стоит использовать на занятиях по познанию окружающего мира: брать оттуда наглядность, интересные факты, стихи, пословицы и пр. Кроме того, пособие незаменимо для индивидуальной работы.

Дошкольник может просто рассматривать его, незаметно для себя повторяя пройденный материал, усваивая важные знания. Также воспитатель может предлагать ребятам дидактические игры из лэпбука:

  1. «Составь цепи питания». Посредством шнуровки ребёнок составляет цепи питания, сначала простые, а затем более сложные.На шнурках собраны разные пищевые цепи, дети составляют пищевые цепи — нанизывают карточки на шнуры

    Игра помогает дошкольникам понять, что такое пищевые цепи в природе

  2. «Сортировка мусора». Педагог предлагает карточки изображением мусора, которые они должны распределить по контейнерам.Игра Сортировка мусора, девочка распределяет карточки по группам

    Детям предлагаются карточки, которые они должны распределить по группам

  3. «Чей след». Ребёнку предлагаются карточки с изображениями лесных животных и их следов. Задача — соотнести след с конкретным животным.Карточки для игры «Чей след»

    Задача ребёнка — соотнести животное с его следом

  4. «Накорми птичек». Дошкольнику предлагается изображение четырёх птичек и их любимая еда. Нужно накормить пернатых, чтобы помочь им перезимовать. Еда на липучках крепится к «кормушкам» под птичками.Материал к игре «Накорми птичек»

    Ребёнок уяснит, чем зимой можно подкормить птиц, чтобы помочь им выжить

  5. Пазлы на экологическую тематику.Игра «Сложи картинку»

    Педагог подбирает пазлы на экологическую тему (например, насекомые на фоне растений и пр.) и предлагает их детям

Конечно же, с экологическим лэпбуком ребёнок с удовольствием может заниматься и дома, если родители найдут время и сделают такое пособие.

Лэпбук «Экология» — незаменимое интерактивное пособие. Каждой его компонент даёт возможность сконцентрировать внимание дошкольников на определённом важном аспекте такой глобальной темы, как защита природы. Действуя с объектами, опираясь на наглядность, ребёнок усваивает важные знания, выделяет характерные свойства предметов и объектов и сам получает удовлетворение от найденного решения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: