Вопросы личной безопасности дома и на природе являются приоритетными в учебно-воспитательной работе с детьми начиная с первой младшей группы, когда малыши учатся мыть ручки, пользоваться средствами гигиены, а также знакомятся с объектами окружающей обстановки, несущими потенциальную угрозу здоровью и жизни, например, с розетками. Обобщить материалы по теме «Основы безопасности дома и на природе» помогает лэпбук.
Методика разработки лэпбука по основам безопасности
Пособие по безопасности, как и лэпбуки по другим темам, составляется взрослыми в сотрудничестве с детьми. Если пособие предназначено для работы с малышом дома, то выбором материала занимаются родители, а подходящие иллюстрации находит ребёнок. Если лэпбук адресован воспитанникам группы, то творческий процесс координируется педагогом, а дети и родители предлагают варианты наполнения формы содержанием, то есть ищут информацию по теме, картинки, аудио- и видеоматериалы. Чем старше ребёнок, тем больше ответственности ложится на его плечи: если в 2–3 года малыш только приклеивает картинки, то к 6–7 годам уже сам предлагает загадки, игры и пр.
Лэпбук по безопасности носит обобщающий характер, так как есть отдельные пособия по ПДД, пожарной безопасности, правилам поведения в лесу.
Форма лэпбука
Поскольку пособие призвано привлекать внимание ребёнка к теме, выбор формы является принципиальным моментом. Для темы, связанной с безопасностью, это может быть:
- папка-передвижка — универсальная форма, подходящая для детей любого возраста, только малышам достаточно двух разворотов, а для ребят постарше можно сделать с 3–4,
- брошюра, где каждая страница посвящена либо аспекту безопасности (дома, на улице, в лесу), либо блокам с видами работы по теме (играм, стихотворениям, творческим заданиям и пр.),
- «гармошка» – форма, близкая передвижке, но адресованная больше старшим ребятам, так как малышам будет сложно разобраться с порядком складывания страниц.
Варианты и форматы организации материалов пособия
Традиционно материалы по теме организуются в конверты и кармашки. Вторые более подходят для малышей, так как ими проще пользоваться. А вот старшим дошколятам, наоборот, интересно «добывать» материалы. Кроме этих способов организовать материалы, можно использовать:
- книжки, которые складываются в виде «гармошек» – так удобно оформлять загадки, стихотворения по теме,
- выдвижные ленты, например, с изображением запрещающих знаков при посещении леса, которые появляются в «окошке», если ленту передвигать,
- конверты необычных силуэтов, например, в виде цветов или корзинки с картинками со съедобными/несъедобными грибами, для лэпбука по безопасности это также могут быть конверты с «язычком» в форме стрелочки,
- вращающиеся круги, на их сегментах в виде знаков могут быть представлены правила, которым нужно следовать дома или во время прогулок на природе.
Для лэпбука по безопасности очень важно цветовое оформление кармашков и конвертов. Если речь идёт о запрещающих правилах поведения, то тексты/картинки можно вложить в конверт красного цвета, а если о разрешающих знаках, то в кармашки зелёного цвета.
Самым практичным способом оформить текстовую информацию и иллюстрации будут картонные карточки разных размеров, заламинированные или обклеенные скотчем.
Что касается формата презентации материалов, то это могут быть:
- картинки (в том числе и пиктограммы для иллюстрации запрещающих и разрешающих знаков во время прогулки на улице, в лесу),
- картинки-пазлы на 4–6 элементов для детей первой и второй младших групп, на 8–10 деталей для ребят средней группы и на 16–20 кусочков для старших дошкольников,
- игры с кратким изложением правил на карточке,
- стихотворения и загадки по теме,
- пословицы и поговорки о безопасности в быту – этот блок включается в лэпбук, адресованный детям среднего и старшего дошкольного возраста,
- раскраски — малышам картинки нужно подбирать с крупными элементами,
- задания на развитие смекалки — ребусы, кроссворды, лабиринты,
- мультфильмы и видеоролики по теме.
Практикум по составлению лэпбука «Основы безопасности»
Рассмотрим порядок составления пособия для детей средней и старшей групп.
Материалы и инструменты:
- 2 картонные папки,
- самоклейка,
- цветной картон для кармашков (можно взять несколько листов с голографическим покрытием),
- ножницы,
- клей ПВА,
- двусторонний скотч,
- картинки для оформления папки,
- надписи для названий кармашков,
- материалы пособия, организованные в книжки-«гармошки», пазлы, набор тематических картинок и пр.
Инструкция:
- Соединяем папки так, чтобы получилась основа с двумя створками. Левую створку одной папки можно подклеить под правую створку другой. Отрезаем нижние клапаны и завязки.
- Обклеиваем основу самоклейкой. Внутреннюю часть можно сделать разноцветной.
- На левой створке размещаем конверт, вырезанный в виде корзинки, с информацией о съедобных и несъедобных грибах, а также два кармашка под раскраски и стихотворения.
- На центральной части размещаем два кармашка и задание с лабиринтом.
- На внутренней части правой створки размещаем лото и загадки по теме пожарной безопасности.
- На внешней части правой створки располагаем конверты с правилами поведения на дороге и в лесу.
Фотогалерея: примеры лэпбуков на тему безопасности
Некоторые аспекты безопасности дети могут пытаться объяснять самостоятельно, например, что такое терроризм
Лэпбук может быть средством организации самостоятельной деятельности ребят
Лэпбук в форме завязывающейся передвижки получается объёмным и в закрытом виде занимает много места
Ребята с удовольствием работают с красочным пособием
Видео: видеообзор лэпбука «Азбука безопасности»
База материалов для лэпбука по безопасности
Если форма пособия может быть неизменной несколько лет, то содержание год от года должно меняться, усложняться и дополняться.
Информационные материалы
Основой пособия является информация по вопросам личной безопасности. В частности, о правилах поведения:
- дома,
- в подъезде,
- на улице,
- в городе,
- в толпе,
- во время катания на велосипедах и роликах.
Кроме того, в пособие нужно обязательно включить перечень телефонов экстренной помощи.
Стихотворения и загадки
Блок с рифмовками помогает в интересной форме отработать и запомнить правила безопасного поведения. Для малышей помладше стихотворения должны быть на 4–6 строк.
Что касается загадок, то для малышей лучше подобрать строчки, в которых на ответ наталкивает рифма, например:
- Короб спичечный не тронь! Притаился в нём … (огонь),
- Если солнечный денёк, Если сильный солнцепёк, Очень-очень жарко — Надевай … (панамку),
- Если хочется купаться, В речке плавать и плескаться, То не захлебнуться вдруг Надувной поможет … (круг).
Для ребят средней группы акцент можно сделать на загадки о бытовых приборах, неправильное обращение с которыми опасно:
- На столе, в колпаке, Да в стеклянном пузырьке Поселился дружок Развесёлый огонёк (Настольная лампа),
- Режет хлеб, Намажет масло. Но помни: Есть с него опасно (Нож),
- Из горячего колодца Через нос водица льётся. (Чайник),
- Это тесный-тесный дом. Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестёр Может вспыхнуть, как костёр (Спички).
Для старшей группы включаются загадки из разных областей безопасности:
- Под ногами у Серёжки Полосатая дорожка. Смело он по ней идёт, А за ним и весь народ. (Зебра),
- Хвост чешуйчатый ползёт, Смертоносный яд везёт И шипит нам строго: «Укушу! Не трогай!» (змея),
- Возвратились вы с прогулки — Поищите средь вещей, На одежде и на теле Нет ли гадостных… (клещей).
Игровой блок
Игровая деятельность — основной вид активности малышей, поэтому без дидактических, подвижных, театрализованных и пальчиковых игр при составлении лэпбука не обойтись.
Таблица: варианты игр для лэпбука по безопасности
Название игры | Условия игры | Для какой группы подойдёт |
Дидактические игры | ||
«Источники опасности» | Дети берут картинку и называют, в чём опасность изображённого предмета. | Для младшего и среднего возраста |
«Съедобные и несъедобные грибы» | Дети берут картинку с грибом, называют его и определяют, в какую стопку отправить — в группу съедобных или несъедобных. | Для среднего и старшего возраста |
«Как оказать первую помощь» | Дети рассматривают картинки с изображением порядка оказания первой помощи и комментируют эти действия. Старшие дошкольники работают с картинкой так: ребята слышат ситуацию, предлагают свои варианты ответов, а затем смотрят на картинку и проверяют: всё ли было сказано. | Для среднего и старшего |
Пазлы | Ребята складывают картинку из элементов. Старшие дошкольники выполняют это задание на скорость. | |
Подвижные игры | ||
«Ловкий пешеход» |
| Для младшего и среднего дошкольного возраста |
«Птички в беде» |
| Для среднего и старшего дошкольного возраста |
Театрализованная игра | ||
Малыши обыгрывают ситуации, предлагая свои варианты выхода из них:
| Для среднего и старшего возраста | |
Пальчиковая игра | ||
«Безопасность» |
| Для младшего дошкольного возраста |
Фотогалерея: приложения для игр «Источники опасности», «Съедобные и несъедобные грибы», «Как оказать первую помощь» и для пазлов
В игре «Съедобные и несъедобные грибы» очень важно, чтобы дети запоминали внешний вид грибов
В игре «Съедобные и несъедобные грибы» дети могут рассказывать о ядовитых и съедобных грибах в парах
Игра «Источники опасности» помогает закрепить с детьми правила обращения с предметами, несущими потенциальную угрозу для здоровья и жизни человека
В игре «Как оказать первую помощь» дети учатся правильно действовать в экстремальных ситуациях
Для средней группы картинки для пазла имеют более сложный сюжет в сравнении с иллюстрациями для малышей
В пазле для ребят старшего дошкольного возраста может быть до 20 элементов
Для младших дошколят картинку можно разрезать на 4–6 элементов
Что почитать по теме
Кроме текстов правил, рифмовок и загадок, в лэпбук по безопасности включается блок с художественными произведениями по теме. Это могут быть целые тексты, отрывки или список рекомендованной к прочтению дома литературы. На основе прочитанного педагог составляет план беседы с детьми. В список можно включить следующие произведения:
- В. Драгунский «Денискины рассказы» — рассказ «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»,
- Л. Толстой – «Пожарные собаки»,
- М. Пришвин – «Остров спасения»,
- Н. Некрасов рассказ в стихах – «Дедушка Мазай и зайцы»,
- В. Бианки – «Приключения муравьишки».
В литературный блок также можно включить тематические сказки.
Блок с наглядностью
Визуальные материалы используются в пособии не только для оформления, но и в качестве основы для игр, составления описаний картинок. Кроме того, в блок с наглядностью включены мультфильмы по теме, сюжеты которых обязательно обсуждаются после просмотра.
Фотогалерея: набор тематических картинок по теме безопасности
Важную часть правил личной безопасности составляют правила обращения с огнём
Каждая из картинок блока должна быть проиллюстрирована последствиями несоблюдения того или иного правила
Дети должны чётко знать правила безопасного поведения в повседневной жизни
Видео: обучающий мультфильм о правилах безопасности для детей на природе, в городе, при пожаре
Видео: Аркадий Паровозов спешит на помощь — отважный герой о личной безопасности
Раздел с заданиями на смекалку и на развитие творческих способностей
В этот блок включаются ребусы, кроссворды — для старших дошколят, лабиринты — для младших.
Фотогалерея: образцы ребусов, лабиринта и кроссворда для лэпбука по безопасности
Ответ: дым
Ответ: компьютер
Ответ: нож
Ответы: плита, компьютер, чайник, телевизор, пожар
Сначала дети ведут дорожку в лабиринте ручкой, а затем только глазами
Фотогалерея: шаблоны для раскрашивания по теме «Личная безопасность»
Чтобы светофор получился ярким, его можно раскрасить восковыми мелками
Работа со знаками обязательно должна сопровождаться комментариями относительно значения каждого из них
Раскраски помогают ребятам ещё лучше запомнить важные правила личной безопасности
По мотивам готовых картинок дети могут придумывать целые истории
Для раскрашивания картинок с мелкими деталями лучше использовать карандаши
Дополнительным заданием к раскрашиванию этой картинке можно предложить порассуждать, как Волчонок попал на льдину
Как можно использовать лэпбук
Пособие предполагает как групповую, так и индивидуальную работу, причём не только под руководством взрослого, но и в ходе самостоятельной деятельности. Лэпбук может использоваться на всех этапах изучения темы личной безопасности: так, знакомится с правилами поведения дома и на улице дети могут с помощью составления описаний тематических картинок, а закреплять знания по источникам потенциальной опасности — в игре.
На занятии в детском саду лэпбук может быть основой составления конспекта НОД:
- вводный этап — отгадывание загадок, чтение стихотворений,
- основной этап — игры, описания картинок,
- заключительный этап — выполнение заданий интеллектуально-творческого блока.
Отзывы
Благодаря такой форме работы, как лэпбук, дети многое узнали о безопасности жизнедеятельности, о пожарной безопасности, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о безопасности, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц о безопасности, придумывают загадки о безопасности дома, знают правила поведения в лесу на природе. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Чинькова В.
https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-obzh-po-teme-lyepbuk-po-obzh-tvoja-bezopasnost.html
Знания, которые получены при сборе информации и её оформлении, вряд ли будут забыты. Поэтому и важно, чтобы эта работа была совместной. Потому что маленьким это действительно не под силу. Но если родитель и ребёнок вместе и не спеша будут заниматься, исследовать, собирать материал для папки, то это отличный шанс не только изучить тему, но и стать ближе друг другу.
Marta
http://forum.karapuz.kz/index.php?showtopic=7962
…лэпбук позволяет решить задачи обучения на принципиально новом уровне, так как в одной папке собран различный материал по одной теме, что позволяет в форме игры обобщить, закрепить, систематизировать имеющиеся знания детей о безопасности на улице и дома.
Федосеева Ю.В.
http://julia-fedoseeva.ru/лэпбук-безопасность-дома-и-на-улице/
Современного ребёнка ничем не удивишь. Наши воспитанники владеют компьютером, у многих есть планшеты, в группе у нас достаточно дидактического материала для активной деятельности ребёнка в течение дня. Мне хотелось сделать необычное пособие, которое бы способствовало решению задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности и было интересно детям. Так появился лэпбук «Всё о безопасности детей». Лэпбук — интерактивная тематическая папка с множеством конвертов, карманов, в которых содержатся игры и задания для детей, другой познавательный материал по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Мотора А.А.
https://ya-odarennost.ru/tekuschie-konkursy/980-ljepbuk-dlja-doshkolnikov/33259.html
Рассмотрение крупных тематических блоков, как, например, «Личная безопасность» требует систематизации и организации всех материалов по разным аспектам изучения. И самым удобным способом сделать это является лэпбук. Пособие не только помогает детям проявить свои творческие способности при его разработке, но и обеспечивает интересное и познавательное времяпрепровождение с уже готовым лэпбуком.