В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения (ПДД) составляет значительную часть рассмотрения темы, связанной с безопасностью в целом. Поскольку обращение к этим вопросам происходит ежегодно важно найти оптимальный способ систематизировать имеющиеся тематические материалы. Самым удобным и практичным вариантом для этого оказывается лэпбук.
Важные теоретические вопросы составления лэпбука
Лэпбук — это результат творческого сотрудничества взрослых и детей. Если пособие составляется для работы в группе детского сада, то координатором проекта его создания выступает педагог, родители привлекаются для наполнения формы содержанием, а дети — для выбора и приклеивания картинок. Ребята старшего дошкольного возраста также могут предлагать интересные игры, задания или информационные блоки для лэпбука. Если пособие создаётся для занятий с малышом дома, то обычно взрослый отвечает за информационное наполнение и виды работы, а ребёнок — за оформление картинками.
Несколько тонкостей выбора формы пособия
Выбор формы лэпбука является принципиальным моментом, так как пособие должно привлекать внимание ребёнка. Поэтому для темы по ПДД наиболее подходящими являются:
- папки с несколькими разворотами (передвижки) – эта форма считается универсальной для любой темы, для малышей достаточно двух разворотов, для ребят постарше — 3–4,
- папка-брошюра со страницами, посвящёнными конкретному блоку или двум блокам — заданиям на смекалку, тематическим картинкам, раскраскам и т. д.,
- «гармошка» – эта форма является сходной с передвижкой, но развороты складываются наподобие мехов гармошки (малышам может быть непросто сориентироваться с порядком складывания страниц, поэтому такая форма для них не рекомендуется),
- папки-силуэты, например, в виде светофора или машинки.
Какой вариант и формат организации материалов выбрать
Наиболее удобным способом упорядочить материалы являются конверты и кармашки. Малышам кармашки подойдут больше, так как открывать-закрывать конверты им может быть затруднительно.
Для организации материалов также используются:
- книжки-малышки в форме гармошек — так можно оформить загадки, стихотворения, пословицы и поговорки,
- выдвижные ленты, например, для дорожных знаков — передвигая ленту, в «окошке» появляется знак, который малыши называют и комментируют его назначение,
- конверты-силуэты в виде светофора, где каждый сигнал — это отдельный конверт с материалами, например, картинками запрещающих, предупреждающих и разрешающих знаков,
- круги-рулетки, на сегментах которых представлены картинки с кратким описанием правил поведения на дороге.
Для оформления текстовой информации и картинок используются заламинированные или обклеенные скотчем картонные или бумажные карточки.
Что касается цветового оформления пособия, то это может быть стилизация под цвета сигналов светофора.
Формат содержания лэпбука представлен:
- картинками по теме (дорожные знаки, иллюстрации ситуаций нарушений ПДД и пр.),
- разрезными картинками-пазлами,
- карточками с кратким описанием условий игр,
- стихотворениями и загадками по теме,
- пословицами и поговорками, частушками по теме (для старших дошкольников),
- раскрасками, схемами для аппликации,
- заданиями на развитие смекалки — ребусами, кроссвордами, лабиринтами,
- CD с тематическими мультфильмами.
Пример составления лэпбука для средней группы
Остановимся на алгоритме составления лэпбука «ПДД» для детей среднего дошкольного возраста.
Материалы и инструменты:
- папка с двойным клапаном справа или 2 папки в твёрдом переплёте,
- самоклейка (чтобы заклеить места крепления частей основы, если предполагается объединение двух папок в одну),
- цветная бумага для кармашков и конвертов,
- ножницы,
- клей ПВА,
- скотч,
- иллюстрации для оформления пособия,
- надписи для обозначения содержания конвертов и кармашков,
- тематические материалы для лэпбука (картинки, движущийся двойной круг с вырезанным сегментом на одном из них и пр.)
Инструкция:
- Если в качестве основы используется две папки, то скрепляем скотчем их и обклеиваем самоклейкой.
- На обложку приклеиваем картинки для оформления пособия.
- На левую створку приклеиваем три конверта: для лабиринтов и игр.
- На центральную часть приклеиваем три конверта-цветка с пазлами, картинками разных видов транспорта и разными видами дорожных знаков.
- На внутреннюю часть правой створки приклеиваем четыре конверта разного формата: для загадок, для стихотворений, для раскрасок и игры.
- На внешнюю часть правой створки приклеиваем движущийся двойной круг с вырезанным сегментом на верхней части, на центральной части размещаем дорожные знаки (дети должны располагать знаки на картинках, появляющихся в «окошке», в зависимости от изображённой ситуации).
Фотогалерея: примеры лэпбуков на тему ПДД для детского сада
Разные способы организации материалов придают пособию оригинальности
Тканевые лэпбуки обычно делаются для малышей
На одной створке не должно быть более трёх кармашков или конвертов
Чаще всего для оформления обложки лэпбука по ПДД используется изображение светофора
Чтобы материалы не мялись, их размер должен соответствовать кармашкам и конвертов
Для придания пособию оригинальности можно ввести персонаж, который будет вместе с детьми изучать ПДД, например, гусеница из мультфильма про Лунтика
Видео: как сделать лэпбук по ПДД
Видео: видеообзор лэпбука по ПДД для детей старшего дошкольного возраста
Видео: содержание лэпбука по ПДД
Видео: видеообзор оригинального фетрового лэпбука по ПДД
Подборка материалов для лэпбука по ПДД
Уникальность лэпбуков состоит в том, что при неизменной форме, содержание блоков может расширяться и меняться по мере необходимости.
Информационный блок лэпбука по ПДД
В тематический лэпбук включаются блоки правил по ПДД, в частности:
- правила перехода через проезжую часть,
- правила движений по тротуару или обочине,
- правила поведения в общественном транспорте,
- правила поведения вблизи дорог.
Кроме того, в информационный блок включаются материалы о дорожных ловушках, то есть о типично опасных дорожных ситуациях.
Стихотворения по теме
Рифмованные тексты детьми воспринимаются лучше, поэтому для малышей в такой форме могут быть представлены понятия, связанные с ПДД, а также основные правила поведения на дороге:
- Всем знакомые полоски Знают дети, знает взрослый. На ту сторону ведёт Пешеходный переход.
- Дорогу так перехожу: Сначала влево погляжу И, если нет машины, Иду до середины. Потом смотрю внимательно Направо обязательно И, если нет движения, Шагаю без сомнения!
- Это правило, не глядя, Вспомнит каждый пешеход: Обходи автобус сзади. Он не лошадь. Не лягнёт!
- С трамваем лучше погодить: Да только сзади обходить Его не полагается. Верите, не верите — Обходите спереди.
Для детей 4–7 лет подборку могут составлять стихотворения о дорожных знаках:
- Если знак в каёмке красной — Значит — делать так нельзя! Значит — действие опасно! Слушайтесь его, друзья!
- Тормози водитель. Стой! Знак — запрет перед тобой. Самый строгий этот знак, Чтоб не въехал ты впросак. Должен знак ты соблюдать, «Под кирпич» не заезжать.
- Площадка детская у дома По Правилам — жилая зона. Подскажет знак водителю — Во дворе — будь бдительным. Едешь тихо, осторожно, Припаркуйся, там, где можно.
- Круглый знак, похож на мяч Он движение запрещает. Не успеет тот на матч, Кто запреты нарушает.
Загадки по ПДД
Загадки вводятся в пособие начиная со второй младшей группы, когда у ребят уже есть базовые представления по теме. При этом лучше выбирать варианты, где ответ зарифмован в самом вопросе:
- Если ты спешишь в пути Через улицу пройти Там иди, где весь народ, Там, где знак есть … (переход),
- Скорость верную укажет. У дороги, как маяк, Добрый друг — … (дорожный знак),
- Лёша с Любой ходят парой. Где идут? По … (тротуару),
- Он имеет по три глаза, По три с каждой стороны, И хотя ещё ни разу Не смотрел он всеми сразу — Все глаза ему нужны. Он висит тут с давних пор. Что же это? … (светофор).
Для ребят постарше загадки могут быть такие:
- Под ногами у Серёжки Полосатая дорожка. Смело он по ней идёт, А за ним и весь народ. (Зебра),
- Тут машина не пойдёт. Главный здесь — пешеход. Что друг другу не мешать, Нужно справа путь держать. (Тротуар),
- Две дороги долго шли И друг к дружке подошли. Ссориться не стали, Пересеклись и дальше побежали. Что это за место, Всем нам интересно. (Перекрёсток),
- На обочинах стоят, Молча с нами говорят. Всем готовы помогать. Главное — их понимать. (Дорожные знаки).
Игровой блок
Игры — один из самых продуктивных способов закрепить изученное, так как именно этот вид деятельности является основным для дошкольников. В лэпбук по теме ПДД включаются все виды игр.
Таблица: игры для лэпбука по ПДД
Как называется | Как играть | Для какого возраста рекомендована |
Дидактические игры | ||
«Светофор» | Педагог показывает круги красного, зелёного и жёлтого цветов, дети объясняют, что значат сигналы светофора соответствующих цветов. | Для младшего дошкольного возраста |
«Подумай и отвечай» | Педагог задаёт детям вопросы:
Тот, кто ответил правильно и раньше остальных, получает фишку. Выигрывает тот, у кого фишек больше. | Для среднего и старшего дошкольного возраста |
«Собери картинку» | Ребята старшего дошкольного возраста могут собирать картинки на скорость. | |
«Найди отличия» | Дети младшего дошкольного возраста работают с картинками, на которых есть до 5 отличий, ребята постарше могут анализировать иллюстрации с 10 отличиями. | |
Подвижные игры | ||
«Красный, жёлтый, зелёный» |
| Для младшего дошкольного возраста |
«Зажги светофор» |
| Для среднего дошкольного возраста |
«Воробушки и кот» |
| Для среднего и старшего дошкольного возраста |
Театрализованная | ||
«Улицы города» | На макете проезжей части дети с помощью кукол разыгрывают разные придуманные педагогом ситуации на дороге. | Для среднего и старшего дошкольного возраста |
Пальчиковая игра | ||
«Машины» |
| Для младшего дошкольного возраста |
Фотогалерея: картинки для разрезания и помещения в кармашек «Собери картинку», «Найди отличия»
Ребятам первой младшей группы для игры «Собери картинку» даются изображения, которые складываются из 2–4 деталей
Ребята средней группы в игре «Собери картинку» не только собирают изображение, но и описывают его
Для старших дошкольников пазл можно разрезать на 16–20 элементов
Если малыши в игре «Найди отличия» ищут отличия уже не первый раз, задание можно выполнять на скорость
Дети средней и старших групп в игре «Найди отличия» ищут до 10 отличий
Детская литература по теме «Дети на дороге»
Кроме кратких заметок с правилами, стихотворениями, загадками и пр., в пособие включаются тематические литературные произведения. Это могут быть отрывки, целые тексты или список для чтения дома. Литература по ПДД является основой для составления сценария беседы с детьми.
Блок визуальных материалов
Наглядность является основой пособия. Картинки используются не только для привлечения внимания ребят к лэпбуку, но и в качестве иллюстраций для игр, для описаний ситуаций на дороге и дорожных знаков, для решения заданий на смекалку и развитие творческих способностей.
В визуальный блок включаются также видеоролики и мультфильмы по теме.
Фотогалерея: подборка картинок по теме для оформления лэпбука
Набор дорожных знаков, которые изучаются с детьми, ежегодно пополняется
Картинки с объяснением значений сигналов светофора включаются в лэпбук для младших дошкольников
По сюжетным картинкам ребятам легче выучить дорожные знаки
Разрезные картинки по ПДД иллюстрируются текстом
В блок с тематическими картинками можно включить иллюстрации нарушений ПДД
Описывая картинку, ребята могут придумывать обстоятельства, иллюстрирующие сюжеты
Картинки могут иллюстрироваться стихотворениями по теме
Видео: развивающий мультфильм «Детям о ПДД»
Видео: мультфильм из цикла «Уроки тётушки Совы» – правила дорожной безопасности
Видео: мультфильм из цикла «Аркадий Паровозов» – правила дорожного движения
Подборка заданий на смекалку и развитие творческих способностей
Задания на развитие творческих способностей включают раскраски (с крупными элементами для детей 2–4 лет и более замысловатыми сюжетами для старших ребят) и шаблоны с заготовками для аппликации.
Блок задач на смекалку состоит из ребусов, лабиринтов (для детей первой и второй младших групп) и кроссвордов.
Фотогалерея: шаблоны раскрасок и заготовка для аппликации
Важно, чтобы дети понимали, в чём чуть нарушения на картинке
Картинки, иллюстрирующие нарушения ПДД, дети обязательно должны комментировать
Для раскрашивания картинок с мелкими деталями лучше использовать карандаши
Для придания изображению яркости светофор можно раскрасить восковыми мелками
Выполняя аппликацию, дети ориентируются на образец картинки слева внизу
Для раскрашивания этой картинки можно использовать и карандаши, и краски, например, чтобы выделить полоски пешеходного перехода
Для старших дошкольников будут интересны задания на раскрашивание и дорисовывание по образцу
Раскрашивая дорожные знаки, дети повторяют их значения
Фотогалерея: примеры заданий на смекалку по теме ПДД
Ответы: знак, пешеход, шоссе, мостовая, остановка, перекрёсток
Для детей постарше кроссворды составляются с заданиями по горизонтали и по вертикали
Основой для кроссворда по ПДД являются разные виды транспорта
Малыши прокладывают путь по лабиринту пальчиком или карандашом
Варианты использования лэпбука «ПДД»
Работу с пособием можно организовывать как дома, так и в ДОУ, причём это может быть как групповая форма выполнения заданий, так и индивидуальная. Кроме того, лэпбук может использоваться на любом этапе освоения темы. К примеру, для ознакомления с правилами ПДД ребята могут знакомиться с материалами текстового блока, рассматривать картинки со знаками, отгадывать загадки, для отработки знаний — играть, описывать тематические иллюстрации, беседовать на тему изученных произведений, а для закрепления — работать с раскрасками и заданиями на смекалку.
Аналогичным образом выстраивается и работа на обобщающих тематических занятиях в детском саду:
- на этапе актуализации знаний малыши отгадывают загадки, декламируют стихотворения по теме,
- на основном этапе освоения темы — играют, выполняют задания по тематическим картинкам,
- на заключительном — раскрашивают картинки, выполняют аппликации и решают кроссворды, ребусы.
Отзывы
Лэпбук «ПДД» помогает формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения, повторять и закреплять знания о светофорах и сигналов, познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу, изучить и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса, а также развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
Белова Т.А.
https://урок.рф/library/lepbuk_po_pdd_igraem_s_polzoj_185604.html
Я постаралась предоставить детям младшей группы самые разнообразные формы при работе с пособием по ПДД. Каждый из разделов лэпбука в игровой форме поможет детям познакомиться с элементарными правилами дорожного движения, запомнить эти правила и применять на практике. Все задания и картинки красочные и интересные>, <,…В работе с младшими дошкольниками он может быть использован как наглядно — дидактическое пособие в рамках реализации проекта «Неделя ПДД».
Васильева М.С.
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog56202/lyepbuk-po-pd.html
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Полищук Ю.А.
https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2015/11/03/tematicheskaya-papka-lepbuk-pravila
Лэпбук по ПДД — удобный и эффективный способ систематизировать наработки по теме, которые могут быть использованы на разных этапах её изучения с детьми разного возраста. А учитывая тот факт, что ребята принимают активное участие в подготовке пособия, лэпбук становится одним из самых любимых видов работы у дошколят. Ведь заниматься по материалам, которые сам нашёл или оформил, гораздо интереснее, чем использовать покупные готовые пособия.