Методика проведения занятий по валеологии в детском саду

Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности. Как и разные подходы приобщения людей к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здорового образа жизни следует начинать как можно раньше, чтобы дети уже с малых лет осознавали ценность хорошего самочувствия. С этой цель в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно вводятся здоровьесберегающие технологии обучения, элементом которых является валеологическое направление учебно-воспитательного процесса.

Суть понятия

Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть здоровым и «logos» – изучение. Термин был введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук Израилем Брехманом. Антагонисты существования «общей теории здоровья» в качестве весомого аргумента приводят довод о том, что желание валеологов найти отличное от медицины применение теории приводит к уходу валеологии от строго научного подхода к ненаучным, местами религиозным концепциям, а также к нетрадиционной медицине. Тем не менее Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) валеологическое просвещение подрастающего поколения признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.

Дети выполняют физическое упражнение в спортивном зале

Валеология приобщает детей к активному образу жизни

Цели занятий по валеологии

Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья, заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:

  • знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», «основы безопасной жизнедеятельности»,
  • воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения,
  • приобщение к занятиям физической культурой и спортом,
  • формирование навыков личной гигиены,
  • воспитание бережного отношения к здоровью человека.

Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления учения разделены по структурным блокам.

Таблица: задачи валеологического образования по блокам знаний

Блок знаний Задачи
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Познание себя
  • познакомить малышей со строением человека,
  • объяснить малышам важность посещения врачей.
  • познакомить с названиями внутренних органов,
  • разъяснить роль некоторых медицинских работников (окулист, стоматолог).
  • познакомить с базовыми знаниями о расположении и функциях внутренних органов (например, в рамках темы «Сердце»),
  • дать представление о роли отца и матери в рождении ребёнка,
  • учить элементарным профилактическим мерам в отношении заболеваний органов слуха, зрения.
Эмоциональное здоровье
  • научить малышей выражать свои положительные эмоции,
  • развивать навык определения настроения человека по внешнему виду.
  • показать разнообразие выражений чувств у людей,
  • знакомиться с положительными и отрицательными чертами характера.
  • учить малышей объяснять свои настроения,
  • объяснять способы избавления от негативных эмоций.
Экстремальные ситуации в жизни человека
  • объяснить необходимость быть осторожным в общении с незнакомыми людьми,
  • осваивать правила поведения на улице.
  • осваивать ПДД (переходить только на зелёный сигнал светофора),
  • познакомить с номерами экстренных служб (скорая помощь, полиция, пожарная служба),
  • дать представление о мерах безопасности в разное время года (возможные риски зимой из-за гололёда, летом из-за палящего солнца).
  • осваивать правила поведения дома, когда рядом нет взрослых (обращать особое внимание на опасные средства бытовой химии, яды, режущие предметы, лекарства),
  • систематизировать правила поведения в лесу, на реке.

Педагог показывает детям, как нужно чистить зубы

На занятиях по валеологии дети учатся заботиться о своём здоровье

Виды образовательной деятельности по валеологии

Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на уроках физической культуры), но и при организации:

  • досуговых мероприятий, развлечений,
  • прогулок,
  • утренников,
  • режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).

Это интересно. Согласно ФГОС валеологическое направление в первой младшей группе включено в курс ознакомления с окружающим миром.

Методы и приёмы на занятиях по валеологии

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.

Словесный метод

В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).

Объяснение

На занятиях по валеологии педагог обращается к объяснению каждый раз, когда дело касается нового материала. К примеру, при рассмотрении темы во второй младшей группе о гигиене предметов личного пользования «Мы моем расчёски» своим воспитанникам я разъясняю важность регулярного ухода за расчёсками так: «Мы живём в окружении микробов. Некоторые из них дружелюбные, а некоторые, наоборот, вредные. И эти плохие очень любят вредить человеку: попадают на тело или внутрь организма и провоцируют всякие болезни. Так вот: очень любят микробы селиться на неухоженных предметах личной гигиены — расчёсках, зубных щётках. Поэтому, если мы не хотим, чтобы эти мелкие вредители заставляли нас болеть, расчёски, щётки нужно регулярно мыть, ведь ничего так не боятся мелкие пакостники, как воды и чистоты».

Педагог показывает на плакате куда девается еда

Объяснение должно дополняться наглядностью

Беседа

Несмотря на то что приём используется даже в работе с малышами первой и второй групп, для полноценной реализации его возможностей в диалоговой форме предполагается, что дети уже овладели речью. Поэтому на валеологических занятиях этот приём активно вводится начиная со средней группы. С ребятами 4–5 лет, рассматривая тему «Человек», я провожу беседу «Я — человек», в которой мы сравниваем внешний вид людей и животных, образ жизни и тех и других, и в результате определяем основные различия: прямохождение, пальцы на ручках и ножках, а также способность размышлять, говорить. Ознакомиться с базовым списком бесед в детском саду на валеологические темы можно в публикации воспитателя Машневой С.А.

Рифмовки и загадки

Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.

Во второй младшей группе занятие по теме «Колобок, я тебя съем: продукты питания. Овощи» я начинаю с загадок:

  • Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растёт… (банан),
  • Лоскуток на лоскутке — зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста),
  • Над землёй трава, Под землёй бордовая голова. (Свекла).

Стихотворения также относятся к универсальным мотивационным приёмам. Однако их использовать можно и в качестве итога изучения темы. Так, в старшей группе завершить изучение темы «Органы чувств» можно рифмовкой:

  • Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать. Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик — запах различать, Руки — чтобы ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога — Они всегда тебе помогут.

Сказкотерапия

Приём, пришедший в педагогику из арт-терапии, призван воздействовать на личность малыша через сказки. На занятиях по валеологии применяется для раскрытия значимости того или иного аспекта знаний здоровьесберегающей технологии. К примеру, в подготовительной группе, рассматривая тему ухода за полостью рта (надо сказать, очень актуальной для детей 6–7 лет, у которых начинают выпадать молочные зубы), своим детям я рассказываю сказку «Как Зубастик заболел» о важности чистить зубки дважды в день. «В волшебной стране жили зубки. Xорошо жили: вкусно кушали, чистились, отдыхали. Но как-то раз одному зубу — Зубастику — надоело всё это делать. Перестал он чиститься, а только и знал, что конфеты ел и ситро пил. И вот однажды пригласили его в гости. Только он потянулся за угощением, как заплакал и убежал. Догнали его уже дома. Зубастик объяснил, почему убежал: он разболелся. Ничего не помогает. Тогда отвели Зубастика к доктору, и тот посоветовал дважды в день качественно чистить зубки. Последовал Зубастик его рекомендации и больше не болел». Прослушивание сказки является базой под инициативную самостоятельную деятельность. К примеру, разыграть в песочнице сюжет сказки, пересказать начало или конец, запомнившиеся моменты.

Педагог показывает малышам жест тише

Для достижения необходимого эффекта сказки нужно рассказывать эмоционально, подключая жесты, мимику

Чтение

Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:

  • «Кто спортом занимается, тот силы набирается»,
  • «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»,
  • «Кто любит спорт, тот здоров и бодр».

Сказки

Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.). Примеры сказок на разные темы для разных возрастных групп можно увидеть здесь.

Наглядный метод

Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок — это середина тела. А вот в подготовительной группе, рассматривая вопросы расположения внутренних органов, даже без картинок дети более или менее правильно сориентируются при определении месторасположения сердца, желудка. И всё же использование наглядности — это обязательное условие успешной реализации задач образовательного процесса.

Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:

  • демонстрация — педагог показывает тот или иной аспект темы, способ действия личным примером (например, в подготовительной группе, рассматривая тему «Путешествие воздушных человечков» о механизме вдоха-выдоха, воспитатель показывает ход выполнения дыхательных упражнений – «Зима», «Ветер» и др.),
  • показ — презентация информации из видеороликов, мультимедийных презентаций по теме (например, наглядной иллюстрацией соблюдения чувства меры и принципа постепенности в закаливании для детей старшей группы может серия мультсериала о семействе Барбоскиных «Закаляйся», которую малыши смотрят и обсуждают в беседе),
  • наблюдения — планомерное, целенаправленное активное восприятие ребятами объектов и явлений окружающего мира, опирающееся и на опыт детей в том числе (малыши в течение какого-то отрезка времени наблюдают за тем или иным явлением, а затем вместе с педагогом или сами обобщают увиденное).

Материалы для занятий по валеологии

Материалы для игр и чтения также являются важными элементами наглядности на занятиях по валеологии

Таблица: примеры наблюдений на занятиях по валеологии в детском саду

Характер наблюдения (тема по валеологии) Цели Суть
Вторая младшая группа
«Наблюдение за светофором»
  • закрепить знания правил перехода улицы,
  • обобщить знания о том, что светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов.
На прогулку дети берут любимую игрушку, наблюдают за сменой сигналов светофора, объясняя своему любимцу значение каждого из них.
«Наблюдение за работой медсестры»
  • показать, где находится медпункт в садике,
  • познакомить детей с медсестрой,
  • уточнить обязанности медработника.
Педагог с детьми отправляется в медкабинет для наблюдения за работой медсестры. В процессе знакомства с этим родом профессиональной деятельности малыши уточняют названия атрибутов медкабинета.
Средняя группа
«Наблюдения за изменениями в погодных условиях» Учится одеваться по погоде, опираясь на показания термометра. До утренней прогулки в весенне-летний период педагог смотрит на показания термометра, сообщает их малышам, а те, в свою очередь, оценивают погодные условия, глядя в окно. На основании этой информации дети подбирают одежду для прогулки.
«Наблюдения за детьми первой младшей группы» Учиться объяснять разные эмоциональные состояния людей. Ребята наблюдают за поведением малышей на прогулке, объясняя проявления их настроений (почему грустят, плачут, злятся, кричат).
Старшая и подготовительная группа
«Наблюдение за общественным транспортом» Систематизировать правила безопасного поведения в общественном транспорте. Дети наблюдают за тем, как на остановках организуется в общественном транспорте посадка и высадка пассажиров. Обобщают наблюдения в беседе с педагогом, который направляет ход разговора вопросами:
  • Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка),
  • Кроме автобусов, какие ещё машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такс),
  • В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю),
  • Из какой двери надо выходить? (Из задней),
  • С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади),
  • Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт).
«Наблюдение за высотой стояния Солнца» Обобщить знания о влиянии энергии солнца на полноценную жизнь растений, животных и людей. Дети, дотрагиваясь до предметов из разных материалов, определяют, какие нагреваются сильнее (металлические), выясняют, с помощью чего можно долго смотреть на яркое солнце (тёмных стёкол). Малыши оценивают влияние солнечных лучей на рост растений на клумбах, поведение животных и самочувствие человека.

Видео: приём показа на занятии о важности правильного закаливания – «Барбоскины», серия «Закаляйся»

Игровой метод

Ведущий вид деятельности дошкольников позволяет осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков. Валеологические игры могут быть трёх видов. Рассмотрим примеры для каждого.

Это интересно. Учитывая общую направленность валеологического образования в старшей и подготовительной группах, игры можно использовать как в одной, так и в другой группе.

Таблица: картотека валеологических игр разных видов в детском саду

Название (возрастная группа) Цели Ход игры
Дидактические игры
«Свари борщ» (вторая младшая)
  • закрепить названия овощей,
  • дать общее представление о процессе приготовления борща.
Дети берут из «волшебного мешочка» картинку с изображением овоща и определяют, нужен ли он в борще или нет.
«Одень спортсмена» (средняя) Учиться подбирать нужную экипировку под разные виды спорта. Педагог раздаёт детям изображения спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Дети должны отобрать из лежащих на столе маленьких карточек те, на которых есть подходящая экипировка.
Лото «Витаминное лето» (подготовительная) Систематизировать знания ребят о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах. Дети получают по 2 большие карточки с названиями витаминов и по 6 маленьких с изображением овощей и фруктов. Педагог называет витамин, а дети отбирают продукты, в которых он содержится, и кладут его на название на большой карточке.
Подвижные игры
«Запомни движение»
(вторая младшая)
  • учиться запоминать и воспроизводить показанные движения,
  • развивать внимание, память.
Взрослый показывает движения, дети повторяют.
«Сосчитай пуговицы»
(средняя)
Показать, как слаженная работа нескольких анализаторов (зрения, прикосновений) позволяет быстро выполнить задание. Малыш считает пуговицы на своей пижаме, пальто и пр. При этом либо только ощупывая, либо ощупывая и рассматривая. Игру можно усложнить, дав задание сосчитать пуговицы на одежде товарища и введя соревновательный элемент.
Игра малой подвижности на релаксацию «Послушай свой организм»
(подготовительная)
Познакомить дошкольников с элементами релаксации и отследить её влияние на самочувствие. Дети удобно садятся или ложатся, закрывают глаза и прислушиваются к себе изнутри: как работают внутренние органы, как стучит сердце и пр. Затем через 2–3 минуты малыши отвечают на вопрос: «Как дела?», то есть описывают своё самочувствие.
Театрализованные игры
«Разговоры без слов»
(младшая)
Упражняться в понимании мимики, поз, жестов человека. Педагог жестами показывает приветствие, прощание, угрозу, мимикой — радость, удивление, позой — усталость, растерянность, благодушие. Дети угадывают и называют ситуации, где эти жесты, мимика и позы могут быть использованы.
«Ты покажи — я отгадаю»
(средняя)
  • закреплять знания правил и атрибутов наиболее популярных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, теннис),
  • воспитывать уважительное отношение к занятиям спортом.
Малыш показывает при помощи мимики характерные движения спортсмена, остальные ребята угадывают, о ком идёт речь.
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора»
(старшая и подготовительная)
  • закреплять правила поведения на приёме у доктора,
  • учить названия основных лекарственных препаратов (аспирин, капли в нос, аскорбиновая кислота и пр.).
Дети разыгрывают сюжет, предложенный взрослым или придуманный самостоятельно (например, у «пациента» болит горло, «доктор» осматривает и назначает лечение).

Это интересно. Большинство педагогов практикует составление картотеки игр, опираясь на общее направление образовательного процесса, то есть валеологическое воспитание. Ознакомиться с примером составления такого перечня можно здесь.

Дети и педагог играют с картинками, на которых изображены фрукты

Игра — самый продуктивный способ реализовать цели и задачи валеологического направления дошкольного образования

Практический метод

Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности. К ним относятся:

  • рисунки (задание может выполняться и в классе, и дома, тематика обычно сочетается с проблемой, рассматриваемой на занятии, к примеру, работая над темой «Прививки» в младшей группе, дети рисуют шприц),
  • аппликации (к примеру, в средней группе, изучив строение внутренних органов, дети из отдельных картинок составляют макет тела человека),
  • поделки (например, поделка в старшей группе «Макет проезжей части», который может использоваться для отработки ПДД),
  • опыты — освоение окружающего мира через непосредственный контакт с ней.

Таблица: примеры опытов по валеологии

Название Цели Ход проведения опыта
Младшая группа
«Зачем нужны глаза» Уточнить важность органа зрения. Дети закрывают глаза, педагог совершает какие-то действия, а затем просит малышей сказать, чем она занималась. Ребята не могут. Тогда воспитатель повторяет свои манипуляции, но дети уже ничем не прикрывают глаза.
Вывод: без зрительного контакта составить впечатления о том, чем занимается персонаж, нельзя.
Средняя группа
«Превращения» Получить представления о действии адсорбента. В баночку с водой капаем чернила или используем для этих целей пищевой краситель. Добавляем растолчённый активированный уголь (одну таблетку) – смесь посветлела, уголь поглотил распространение красящего вещества.
Подготовительная группа
«Как выйти сухим из воды» Показать, как можно быстро осушить ёмкость с водой. Кладём монетку на тарелку и заливаем её водой. Скомканный кусок газеты поджигаем и забрасываем в стеклянную банку. Не дожидаясь, когда огонь погаснет, накрываем банкой монетку. Нагретый воздух после того, как погаснет огонь, втянет воду, и монетку можно будет достать, не замочив рук.

Это интересно. Перечень и суть игр-опытов для детей разного возраста можно найти в картотеке Снежко О.А.

Фотогалерея: практические приёмы на валеологических занятиях

Валеологическое просвещение семьи: задачи и приёмы

Принцип содружества семьи и ДОУ в деле воспитания ребёнка является ключевым фактором, гарантирующим не только последовательность в работе, но и индивидуальный подход к каждому воспитаннику, что особенно важно для реализации задач внедрения здоровьесберегающих технологий в целом и валеологического воспитания в частности.

Задачи валеологического просвещения родителей подразумевают:

  • совместное с мамой и/или папой рассмотрение результатов диагностики физического, духовного и психомоторного развития малыша,
  • активное привлечение мам и пап в планирование оздоровительных мероприятий с детьми,
  • ознакомление семьи с направлениями физкультурно-оздоровительной деятельностью в группе,
  • обучение мам и пап популярным видам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, закаливанию и пр.).

Приёмами воплощения поставленных целей будет:

  • обеспечение родителей всей необходимой информацией по вопросу здоровьесбережения (в папках-передвижках, например, на тему закаливания в летний период, книгах по ЗОЖ и пр.),
  • организация устных журналов с участием психолога, медиков, инструктора по физвоспитанию, где все участники смогли бы задать друг другу вопросы (к примеру, актуальные для многих родителей вопросы о том, какое спортивное направление выбрать для ребёнка и когда начинать занятия),
  • проведение практикумов (например, как бороться с тем, что ребёнок 4–5 лет забывает мыть руки перед едой),
  • тренинги, предполагающие обсуждение информации, полученной из видеоматериалов, записей бесед с малышами,
  • «День открытых дверей», в процессе которого родители могут посмотреть на организацию физкультурных занятий, уроков валеологии, а также выполнение режимных моментов и проведение досуга,
  • проведение совместных развлечений, праздников.

Дети выполняют упражнение с обручами

Родители в мероприятиях не всегда могут быть участниками, но наблюдателями — обязательно

Методика проведения занятий по валеологии

Тематика валеологических уроков определяется календарно-тематическим планом для каждой возрастной группы, что отражается в:

  • фрагменте картотеки тем для первой младшей группы,
  • картотеке тем для второй младшей группы,
  • картотеке тем для средней группы,
  • картотеке тем для старшей группы,
  • картотеке тем для подготовительной группы.

Валеологические уроки проводятся по той же методике, что и другие занятия в ДОУ. То есть имеют такую же структуру и хронометраж.

Таблица: временной план занятий для разных возрастных групп

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему) 2 3 2 3
Основной (разработка темы, физкультпауза) 7 10 10 13
Закрепление нового материала (упражнения на отработку нового материала) 4 5 10 10
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в старшей и подготовительной группах добавляется рефлексия). 2 2 3 3
Итог 15 20 25 30

Это интересно. Часто стадия закрепления вплетается в структуру основной. Это происходит в том случае, если сюжетом занятия предполагается, что дети знакомятся с отдельными блоками темы и сразу же их отрабатывают.

Таблица: Крамаренко В. конспект занятия по валеологии на тему «Ручки» в первой младшей группе (фрагмент)

Этап Суть
Вводный Встреча с куклой.
— Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости. Кто зто?
— Кукла.
— Ой, посмотрите, что же с ней произошло?
— У неё сломана рука.
— Можем ли мы ей помочь (ответы детей)
— Мы можем прикрепить ей руку на место. Но это возможно лишь у игрушек, а если вдруг у человека случиться такая беда, то только доктор сможет ему помочь. Поэтому вам, малышам, надо играть осторожно и бегать тоже, чтобы быть в целости и сохранности.





Основной — А у вас есть ручки? Сколько их? Что они умеют делать?
Игра «Что умеют наши ручки?» (показ детьми движений):
  • Что делают ручки, когда мы встречаемся?
  • Что делают ручки, когда мы прощаемся?
  • А если оленя хотим показать?
  • А если как зайки хотим поскакать?
  • А воду ладошками как набирать?
  • А как покажите, как на скрипке играть?…&gt,


&lt,… — С помощью наших пальчиков мы делаем много дел: умываемся, одеваемся, обуваемся, играем, кушаем и т. д. (дети договаривают др. действия).
— А вот без их помощи можно ли что-либо сделать? Проверим.
Игра «Возьми игрушку»(слегка завязать 2–3 малышам сзади руки, предложить взять игрушку.)
— Вот видите, ребята, без ручек нам не обойтись…&gt,


Физминутка «Все захлопали в ладоши»:
Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки, поднимаем,
Выше, выше, выше!…&gt,







Заключительный &lt,… — Молодцы. Понравилось вам занятие наше? О чём говорили на занятии (о ручках, пальчиках).
Можно ли обойтись без ручек нам? (нет)
Похлопаем себе, потому что мы — молодцы!

https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-valeologi-v-1-mladshei-grupe-ruchki.html

Видео: занятие по валеологии на тему «Секреты здоровья» в младшей группе

Видео: занятие по валеологии на тему «Какие мы внутри» в подготовительной группе

Как провести открытое занятие по валеологии

Методика проведения открытого занятия ничем не отличается по структуре от обычного урока. Разница только в том, что по содержанию открытые занятия более насыщены, так как предполагают обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, в отличие от обычных, на которых эти этапы разработки темы интегрируются с изложением нового материала. И, конечно, главное отличие показательного занятия состоит в целях: оно проводится для демонстрации результатов работы детей в том или ином образовательном направлении и для практической презентации педагогического опыта воспитателя.

Таблица: Ачкасова Н.Г. конспект открытого занятия по валеологии на тему «Цветок здоровья» в средней группе (фрагменты)

Этап Суть
Вводный Воспитатель: У нас сегодня замечательный день, добрый и удивительный. Чтоб звенел весёлый смех, не болели дети, мы в страну чудес пойдём за здоровьем и секретом.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, в котором сообщается, что есть удивительный, волшебный цветок — цветок ЗДОРОВЬЯ! Кто его раскроет, тот станет здоровым и сильным. Растёт этот цветок в волшебном саду. Но там приключилась беда, подул ветерок и оторвал лепестки цветка. Подхватил все лепестки и разбросал их. Надо помочь цветочку. чтобы он снова ожил и одарил всех своей волшебной силой здоровья.
Воспитатель: А вы хотите помочь цветку? Собрать все его лепестки?
Дети: Да.


Основной Воспитатель: Ребята, а давайте поищем лепесточки, и будем искать лепесток фиолетового цвета.
Попробуем отгадать загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (глаза)
Воспитатель: А зачем человеку глаза?





Воспитатель: А зачем человеку глаза?
Дети: Чтобы видеть
Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам бы пришлось тяжело.
Воспитатель: Чем плохо без глаз?
Дети: Мы бы ничего не видели.
Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза. Они расположены в специальных углублениях — глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная дверца под названием — веко. А если появится опасность. веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда глаза прикрыты веками. А когда спите, глазки закрыты.
Воспитатель: А у всех есть глаза?
Дети: Да у всех.
Воспитатель: А как беречь глаза?
Дети: отвечают.









Воспитатель: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Давайте с вами поиграем и узнаем: «Что полезно для глаз, а что вредно».
Воспитатель предлагает рассмотреть, подумать и решить: что для глаз вредно- положить к грустному смайлику. а полезное к весёлому смайлику. Объяснить свой выбор.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Гимнастика для глаз.
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Ты головку поверни,
За спиной, что посмотри!
Покиваем головой.
Неприятности долой!








Воспитатель: Находим следующий лепесток жёлтого цвета.
Слушаем следующую загадку:
Оля слушает в лесу.
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (Уши)…&gt,




&lt,… Воспитатель: А сейчас пойдём искать следующий лепесток зелёного цвета.
Слушаем загадку:
За поляною гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пышут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!(нос)
Воспитатель: А для чего нужен нос?…&gt,








Заключительный этап &lt,… Воспитатель: — Молодцы, ребята! А сейчас мы отправимся в волшебный сад и прикрепим лепестки, которые мы нашли.
Воспитатель: — Ну что, ребята, вот и собрали мы волшебный цветок — цветок здоровья. А кто напомнит, какие лепестки мы собирали?
Воспитатель: — Берегите зрение, слух, нос и зубы! Посмотрите на гостей, улыбнитесь и пожелайте всем крепкого здоровья, и чтоб настроение у всех всегда было доброе и весёлое.
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.





Организация досуга и развлечений в рамках валеологического воспитания

Помимо НОД, важной частью выполнения образовательной миссии по валеологическому воспитанию является организация и проведение досуговых мероприятий. Развлечения проводятся 1–2 раза в 2 месяца, чаще всего такие мероприятия приурочены к праздникам или датам, имеющим отношение к здоровью. Например, 7 апреля — Всемирный день здоровья, 1 июня — День защиты детей и др. В начале осени многие ДОУ организуют совместный с родителями выход на природу для проведения Дня здоровья, предполагающего конкурсы и соревнования спортивного характера. Кроме того, в завершении изучения блока тем, педагог проводит итоговое досуговое мероприятие. Например, в подготовительной группе обобщение материала по теме «Микробы» может быть организовано в форме развлечения «Осторожно, микробы!»

Структура досугового мероприятия

Обычно композиция развлечений мало чем отличается от обычного занятия:

  • вводный этап,
  • основной (объединённый с этапом закрепления материала),
  • заключительный.

Отличие может быть только в хронометраже: развлечения в среднем длятся на 5–10 минут дольше.

Что касается содержания мероприятия, то обычно оно организовано в форме:

  • квеста, в котором дети для достижения конкретной цели выполняют задания персонажа,
  • КВНа, предполагающего соревнования команд,
  • сказки (малыши сами становятся героями, которые вовлекаются в сюжет).

И в первом, и во втором, и в третьем случаях важно составить правильный сценарий. Под словом «правильный» здесь подразумевается композиционно завершённый и вписывающийся в хронометраж сюжет. Сценарии можно найти в составленном Колчановой Е.Н. сборнике сказок.

Это интересно. КВН как форма проведения развлечения практикуется в старшем дошкольном возрасте.

Таблица: Солодуха Т.В. сценарий досугового мероприятия в подготовительной группе на тему «Осторожно, микробы!» в подготовительной группе (фрагменты)

Этап Суть
Вводный Дети получают письмо от Тимоши: «Дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Выручайте!»
Дети отправляются в гости к Тимоше.
Тимоша: — Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли на помощь.
Дети: — Здравствуй, Тимоша! Мы получили твоё письмо и всегда рады помочь. Что случилось?
Тимоша: — Ребята, сегодня мне звонил по телефону Мойдодыр. Он хочет меня навестить.
Ведущий: — Тимоша, Мойдодыр с тобой ещё о чём-то говорил по телефону?
Тимоша: — Да. Он спрашивал, когда я умывался и мыл руки. Я ему ответил, что не помню. Мойдодыр, по-моему, рассердился.





Основной Ведущий: — Да, ребята, придётся нам Тимошу выручать. Давайте поиграем с ним. Топните, если я назову то, что полезно для здоровья. (Умываться, драться, делать утром зарядку, мыть руки, ходить в грязной одежде, забывать стричь ногти, мыться под душем, вытирать пыль, ходить с грязными ушами, пылесосить.)
— Хлопните, если я назову предметы, которые помогают людям ухаживать за собой и поддерживать чистоту в доме. (Мыло, мусор, шампунь, полотенце, грязь, веник, зубная щётка, лужа, ключ, ножницы, карандаш, расчёска, швабра.)
В ходе игры Тимоша ошибается, дети исправляют…&gt,

&lt,… Дети делятся на две команды. Им предлагают перенести предметы личной гигиены, находящиеся на столах, на свободный стол, расположенный в другом конце зала. Звучит музыка. Дети выполняют задание. Побеждает команда, которая за время, пока звучала музыка, успела перенести больше предметов…&gt,
&lt,…Ведущий. — Когда бельё становится сухим, его гладят. Утюг разглаживает морщинки на вещах, они становятся гладкими и красивыми.
Горячий утюг — враг микробов. Микробы погибают в местах, которых касался горячий утюг. Посмотрим, как вы умеете гладить.
Детям предлагают разделиться на три команды и «прогладить» утюжками длинные атласные ленты, лежащие на полу. Побеждает команда, члены которой быстрее других успели «прогладить» ленту…&gt,

&lt,… (Появляется Микроб). В руках у него двухлитровая пластмассовая бутылка с прозрачной водой и яркий полиэтиленовый пакет.
Микроб: — Здравствуйте, ребятишки. Я принёс вам водички. Кто хочет пить?
Микроб отворачивается от детей и громким шёпотом сообщает, что воду в бутылку он набрал в луже около дороги. Микроб переворачивает бутылку, и вода в ней становится тёмно-синей (на крышку бутылки изнутри предварительно наносят синюю гуашь). Он наливает воду в одноразовый стаканчик, и предлагает её детям.
Ведущий: — Ребята, будьте осторожны! Посмотрите, что произошло с водой.
Дети отказываются от воды. Тогда Микроб подходит к детям и предлагает им «угощение» из пакета, который держит в руках,— банан в потемневшей кожуре, надкусанную Шоколадку и т. д. Дети отказываются от угощения. Тимоша и ведущий прогоняют Микроба.



Тимоша: — Микроб хотел обмануть ребят, но дети ничего у него не взяли. Почему вы ему не поверили? Вы знакомы с этим микробом? Где вы его видели?
Дети отвечают, что видели микробов в микроскоп, микробы находятся там, где грязь. Вспоминают, что видели, какими грязными стали ватные диски, когда ими провели по загрязнённой поверхности…&gt,
Заключительный &lt,…Тимоша благодарит детей за помощь и вручает каждой группе детей подарок — детское мыло.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-dosuga-ostorozhno-mikroby.html

Таблица: Степанова С.Н. сценарий КВН на тему «К здоровью вместе!» для средне-старшего дошкольного возраста

Этап Суть
Вводный (представление команд) — Мы начинаем КВН, а для начала нужно представить наши команды.
Дети представляют свои команды — Команда «Успех», наш девиз «Во всём сопутствует успех!». Команда «Удача», наш девиз: «Пусть нам повезёт».
Выбирается жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В конце каждого конкурса жюри объявляет итоговый результат каждой команды.
Ведущий: — Отгадайте загадку: «Что на свете всего дороже?» (здоровье). Действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье. Итак, мы начинаем КВН!


Основной (конкурсный) Первый конкурс: «Разминка».
Дети называют пословицы и поговорки о здоровье:
  • «В здоровом теле — … здоровый дух!»,
  • «Солнце, воздух и вода – … наши лучшие друзья!»,
  • «Курить – … здоровью вредить!»


Второй конкурс: «Угадай-ка!»
Каждой команде показываем буквы. А команды на них говорят слова, связанные со здоровьем.
«З» — зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щётка, зрение, зубная паста.

Третий конкурс: «Спортивная викторина»

  • Как называют человека, который занимается спортом? (спортсмен)
  • Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)
  • Как зовут спортсмена, катающегося на коньках под музыку? (фигурист)…&gt,
Пятый конкурс: «Посмотри и угадай». Конкурс капитанов.
Вызываются капитаны команд. Каждому выдаётся картинка с изображением какого-либо вида спорта. Надо движениями и жестами показать изображаемый на иллюстрации вид спорта своей команде. Команды по очереди отгадывают…&gt,
Восьмой конкурс: «Домашнее задание»
Каждая команда исполняет частушки о полезных и не полезных продуктах.
Команда «Успех»:
Если хочешь стройным быть,
Надо сладкое любить,
Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен стань как кипарис…&gt,





Заключительный &lt,… Ведущая: — Пока наше жюри подводит итоги, отгадайте загадки:
Что же это за игра? Побежала детвора, Мяч гоняют, кто быстрей, Забивают, кто ловчей (Футбол)
Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через две К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я ….(хоккей)
Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса. По дороге едут ноги…&gt,


Ведущая: — А теперь мы даём слово членам жюри.
Жюри оценивает действия команд, награждение наиболее отличившихся.
— Пусть КВН наш надолго запомнится, Пусть все желания ваши исполнятся, Пусть все болезни пройдут стороной, А физкультура вам станет родной! Дети под музыку выходят из зала.

Дети и педагог держат в руках жёлтые смайлики

Детям особенно нравятся мероприятия на соревновательной основе

Подготовка проекта по валеологии

Проектная технология в ДОУ помогает, с одной стороны, обобщить и систематизировать знания детей в той или иной области (к примеру, о профилактике простудных заболеваний в осенне-зимний период), а с другой, помогает ребятам учиться самостоятельно добывать информацию по теме (например, об эффективных или нетрадиционных методах закаливания). Последнее особенно актуально для старшей и подготовительной группы, когда выполнение индивидуального или группового долгосрочного проекта, рассчитанного на два года, остаётся за детьми, взрослый лишь показывает направление поиска нужных материалов. В средней группе обычно практикуется разработка проектов в парах или мини-группах, что обусловлено тенденцией малышей работать с товарищами, а не со взрослыми. А вот в младших группах проект является заданием на приобщение родителей в учебно-воспитательный процесс. Чаще всего эта работа носит краткосрочный характер, на неделю-месяц.

Результаты разработки проекта презентуются в виде:

  • буклета по теме («ЗОЖ», «Культура общения» и др.),
  • лэпбука («Что нужно для закаливания», «Секреты хорошего самочувствия» и др.),
  • драматизации по собственному сценарию на фланелеграфе («Как Маша варила полезный суп» в рамках разработки темы «Как нужно питаться дошкольникам» в подготовительной группе),
  • стенгазеты (обычно этот вид отчёта практикуется в младших группах).

Ознакомится с проектами по валеологии на тему:

  • «Если хочешь быть здоров» в подготовительной группе можно в публикации Скопцовой Н.В.,
  • «Секреты здоровья» во второй младшей или средней группах в публикации Данильченко Е.А.,
  • «Радуга здоровья» в средней группе в работе Даниловой Е.

Дети и педагог держат большой рисунок зуба

Проект по валеологии может быть индивидуальным или групповым

Анализ занятия по валеологии

Мониторинг является неотъемлемой частью образовательной деятельности ДОУ. Причём на занятии, в том числе и по валеологии, анализу подвергаются не только дети для выявления их уровня интеллектуального, физического и эмоционально-волевого развития, но и педагог для определения уровня его методической компетентности. Анализ урока может проводиться как гостями, присутствовавшими на занятии, так и самим педагогом в форме самоанализа, который обычно используется воспитателем для выявления и коррекции организационных недочётов. Алгоритм составления мониторинга в обоих вариантах будет единым.

Схема анализа валеологического занятия

  1. Указание тематики занятия и даты проведения.
  2. Ф. И. О. воспитателя и его регалии.
  3. Возраст детей, название группы.
  4. Перечень целей и задач, поставленных на уроке.
  5. Насколько структура урока отражает требования ФГОС в аспекте структуры: наличия вводной, основной с этапом закрепления материала, заключительной частей занятия.
  6. Оценка соответствия выбранных приёмов общему уровню развития воспитанников.
  7. Реализация индивидуального подхода.
  8. Положительные и отрицательные стороны деятельности воспитателя (что детям понравилось, что нет).
  9. Общие выводы по уроку с указанием качеств личности педагога, положительно или отрицательно сказывающихся на продуктивности НОД. К примеру, флегматичный воспитатель не успевает за темпом смены видов деятельности детей или, наоборот, педагог слишком быстро переходит с одного упражнения на другое.

Пример самоанализа занятия по валеологии представлен в публикации воспитателя Г.В. Черепановой.

Тематический контроль по валеологии

Анализ занятия входит в более крупную единицу анализа образовательной деятельности — тематический контроль. Целью этого вида мониторинга является привлечение внимания педколлектива к тем или иным задачам обучения, методики или воспитания. Мониторингу подвергаются следующие показатели:

  • насколько подходящие условия для данного конкретного аспекта валеологического образования созданы в ДОУ,
  • оценка составления планов по валеологическому образованию,
  • оценка уровня развития воспитанников,
  • оценка приёмов работы с мамами и папами.

Схему проведения и образец аналитической справки можно найти здесь.

Дети достают шарики из мешка

Тематический контроль позволяет оценить характер отношений детей с педагогом

Занятия по валеологии в детском саду имеют важное значение в воспитании будущего школьника. НОД этого направления учит малыша не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения. Кроме того, ребята на валеологических занятиях учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, осваивают принципы ЗОЖ, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: