Значение сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка огромно. Отдых в послеобеденное время помогает малышу восстановить силы для новых свершений. Однако необходимо правильно организовать пробуждение, ведь от того, как проснётся ребёнок, зависит его настроение во второй половине дня. Вот почему методическая организация пробуждения играет важную роль в образовательном процессе детского сада.
Суть понятия
Гимнастика после сна или бодрящая гимнастика — комплекс упражнений, который помогает детям плавно перейти от состояния покоя к бодрствованию.
Физические нагрузки для старшей группы (5–6 лет) группируются так, чтобы в наборе были задания:
- для выполнения лёжа (потягивания, махи ручками-ножками), то есть элементы так называемой ленивой гимнастики,
- на активизацию всех групп мышц (бег, приседания, а также упражнения пальчиковой гимнастики),
- для развития и оздоровления органов дыхания.
На выполнение гимнастики в старшей группе в среднем уходит 5–7 минут.
Нужно сказать, что выбор упражнений в составе комплекса зависит и от общей стратегии образовательного процесса в конкретном детском саду. Так, если в дошкольном детском учреждении практикуются группы закаливания, то большая часть заданий в любое время года выполняется малышами на улице.
Цели и задачи
К основным направлениям работы с детьми в детском саду относится сохранение и укрепление здоровья. В связи с этим выделяются следующие цели бодрящей гимнастики:
- повышение тонуса мышц,
- улучшение эмоционального состояния, настроения,
- предотвращение развития сколиоза, плоскостопия и других нарушений в работе опорно-двигательного аппарата,
- воспитание привычки здорового образа жизни.
Особенностью выполнения упражнений после сна является отсутствие резких движений — во избежание растяжения мышц или возникновения головокружения у детей.
Задачами выполнения упражнений после дневного сна является:
- предотвращение раздражительности, тревожности, создание положительного эмоционального фона в группе,
- профилактика плоскостопия и нарушений осанки,
- укрепление опорно-двигательного аппарата,
- совершенствование и развитие координации движений,
- воспитание привычки делать разминку после сна.
Приёмы гимнастики после сна
Для реализации поставленных целей и задач педагог использует специальные приёмы, комбинируя их в разных сочетаниях в том или ином виде:
- Музыкальность. Все упражнения малыши выполняют под негромкую музыку. Наиболее подходящими будут звуки природы.
- Сюжетность. Упражнения, входящие в комплекс, объединяются единой фабулой (сюжетом).
- Наглядность. Картинки, игрушки-гости, пришедшие разбудить малышей — прекрасный приём для того, чтобы заинтересовать детей заданиями и вовлечь в общее занятие-игру.
- Ленивая гимнастика. Упражнения лёжа — первый этап работы после сна (потягушки).
- Блок активных телодвижений. Выполняется вторым, включает более интенсивную разработку мышц после пробуждения (наклоны, махи ногами, руками, приседания и т. д.). Завершается хождением по массажным коврикам (или закаливающими процедурами).
- Дыхательная гимнастика. Упражнения на укрепление дыхательного аппарата.
Для средней, старшей и подготовительной групп дыхательные упражнения имеют особое значение, поскольку помогают исправить дефекты звукопроизнесения.
Виды заданий
В комплекс упражнений, выполняемых после сна и направленных на общее укрепление организма, могут быть включены:
- элементы ленивой гимнастики, которые выполняются в постели,
- задания с использованием тренажёров,
- упражнения на массажных ковриках,
- корригирующая гимнастика, направленная на закаливание, предотвращение плоскостопия и т. д.,
- музыкально-ритмические движения.
Однако, как уже было сказано, в некоторых детских садах практикуются специальные группы, направленные на коррекцию тех или иных нарушений в здоровье малыша. В этом случае бодрящая гимнастика разрабатывается в таком же контексте. Например, для групп ребят с нарушениями зрения в комплекс упражнений включается гимнастика для глаз и работа с тренажёрами для восстановления остроты зрения.
Правила проведения
- Подбирать упражнения для комплекса бодрящей гимнастики следует с учётом тех занятий, которые предшествовали обеду. То есть если перед приёмом пищи дети были включены в сюжетно-ролевую игру, то после сна можно сделать акцент на более интенсивные физические нагрузки, например, пробежку по массажным коврикам.
- Правильному настрою на выполнение упражнений способствует также оптимальная температура воздуха в спальне — не ниже 16–18 градусов.
- Для тех ребят, которые просыпаются раньше остальных, можно подготовить пару упражнений на самомассаж с использованием массажных мячиков.
- В тёплое время года малыши спят в маечках и трусиках, в прохладное — в пижамах. В этой же одежде и босиком они выполняют все упражнения. Если в комплекс включены задания музыкально-ритмического характера, иными словами — хореографические элементы, то малышам стоит надеть чешки.
- Настаивать на выполнении гимнастики не стоит: все дети разные и просыпаются по-разному. Нужно выяснить причины отказа и попытаться убедить принять участие.
- Во время пика заболеваемости ОРВИ не рекомендуется проводить ходьбу босиком.
- В летнее время блок активных упражнений лучше проводить на улице (детей для этого можно одеть в лёгкую одежду).
Методика проведения
Достижению целей, на которые направлена гимнастика после сна, способствует сочетание 2–3 видов упражнений. При этом обычно комплекс объединяется единым сюжетом, то есть физическая нагрузка приобретает игровую форму. Смена комплексов проводится раз в месяц.
Таблица: картотека гимнастики пробуждения для старшей группы
Дата | Комплекс | Вид упражнений | Название | Описание | Время выполнения | |
Октябрь | «Прогулка в лес» | В кровати | «Потягушки» |
| 1 минута | |
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех) |
| 1 минута | ||||
Возле кроваток | «Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки» |
| 1 минута | |||
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» |
| 1 минута | ||||
«Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (жёлуди) |
| 0,5 минуты | ||||
«Стоит Алёна, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (берёза) |
| 0,5 минуты | ||||
Дыхательное упражнение | «Лес шумит» |
| 1,5 минуты | |||
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута | |||||
Ноябрь | «Медведи в спячке» | В кроватках | Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите. |
| 2,5 минуты | |
Отдельное упражнение | Возле кроваток | «Хлопушка» |
| 2 минуты | ||
Отдельное упражнение | Дыхательное упражнение | «Послушаем своё дыхание» |
| 1,5 минуты | ||
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута | |||||
Декабрь | Снеговик | В кроватках |
| 2,5 минуты | ||
Отдельное упражнение | Возле кроваток, сидя на стульчиках | «Согреем замёрзшие ножки после прогулки по снегу» |
| 1 минута | ||
Отдельное упражнение | «Рисуем ножками» |
| 1 минута | |||
Отдельное упражнение | Дыхательное упражнение | «Снежинки» |
| 1,5 минуты | ||
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута |
Видео: гимнастика после сна в старшей группе (упражнения в кровати)
Как сделать массажный коврик своими руками
Блок активных упражнений в прохладное время года выполняется в помещении на массажных ковриках. Эти тренажёры можно изготовить самостоятельно.
- Из губок: пришиваем губки шершавой стороной вверх в шахматном порядке на плотную ткань.
- Из пуговиц: деревянные пуговицы нашиваем на плотную ткань, выдерживая одинаковое расстояние.
- Из фломастеров: нашиваем использованные фломастеры на ткань, плотно прижимая их друг к другу.
- Из пластиковых пробок: делаем отверстие в пробках и пришиваем их к ткани.
Можно сделать коврик из плёнки с пузырьками, которую используют для перевозки техники. Но менять такие тренажёры придётся часто, так как упаковочный целлофан быстро выходит из строя.
Видео: гимнастика после сна в старшей группе (упражнения на коврике)
Временной план занятия
Для поддержания интереса и сохранения эмоционального настроя следует придерживаться временных рамок выполнения каждого блока.
- Упражнения в кроватках — 1,5–2,5 минуты.
- Активный блок (гимнастика возле кроваток) — 2–3 минуты.
- Дыхательная гимнастика — 1–2 минуты.
- Ходьба по массажным коврикам — 1 минута.
Задания комбинируются с учётом того, что вся гимнастика длится до 7 минут.
Таблица: конспект занятия «Гимнастика после сна в старшей группе с элементами массажа спины» (фрагменты), автор Ирина Гадяцкая
Структурный компонент занятия | Содержание |
Вводная часть | <,…Радостное пробуждение Гимнастика проводится в постели. Звучит спокойная музыка. Воспитатель: Объявляется подъем! Сон закончился — встаём, но не сразу, сначала давайте сделаем дыхательное упражнение:
Воспитатель: Ребята, я рада, что вы все проснулись!
|
Основной этап | Воспитатель проговаривает слова и показывает детям движения, а дети повторяют за ним. Гимнастика «Великан и мышь».
<,…Воспитатель: А теперь, ребята, давайте встанем в кружок и сделаем друг другу массаж спины. (Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук). Массаж спины «Дождик»:
|
Видео: комплекс упражнений после сна
Фотогалерея: бодрящая гимнастика для старшей группы в картинках
В этом комплексе акцент делается на упражнения для коррекции опорно-двигательного аппарата
Тематику этих упражнений можно использовать при изучении фауны на занятиях по окружающему миру
Этот комплекс помогает автоматизировать умение ассоциировать картинки и слова
Очень актуальная тема для изучения темы животные и птицы
Первый после лета комплекс вкючает не слишком замысловатые упражнения
Упражнения с рифмовками особенно нравятся детям
В этих упражнениях малыш представляет себя сначала цветком, а потом бабочкой
Анализ гимнастики после сна
Любой структурный элемент образовательной программы детского сада регулярно анализируется. Что касается мониторинга гимнастики после сна, то он необходим для того, чтобы составить общее впечатление об эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья малышей, а также для того, чтобы оценить эмоциональный фон в группе. Схема анализа гимнастики разрабатывается методическим коллективом дошкольного учреждения с учётом специализации группы. Проводится такая работа ежемесячно, так как обычно комплекс разрабатывается на две недели-месяц. В начале аналитического отчёта указываются:
- название дошкольного учреждения и группы,
- имя педагога,
- дата проведения гимнастики,
- возраст детишек,
- количество малышей в группе.
Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики
№ п/п | Этап гимнастики | Перечень и описание упражнений | Временные рамки | Вывод (цели достигнуты или нет, соблюдён ли хронометраж, все ли дети справились) | Примечания |
1 | Начало подъёма, туалет | 3 минуты | … | … | |
2 | Упражнения в постели | … | … | … | |
3 | Упражнения возле кровати | … | 2 минуты | … | … |
4 | Дыхательные упражнения | … | 3 минуты | … | … |
5 | Хождение по массажным коврикам | … | 1 минута | … | … |
Распорядок дня напрямую влияет на жизнедеятельность ребёнка. Сон как режимный элемент структуры образовательного процесса в детском саду очень важен для здоровья малышей. Методика проведения гимнастики после дневного сна включает разработку комплекса упражнений, направленного на активизацию работы всех групп мышц, повышение настроения ребят, а также на создание оптимальных условий для продуктивного продолжения дня.