Смешные считалки: веселимся, развиваясь

Многие из нас помнят из детства, как, стоя в кругу друзей, с важностью и трепетом пересчитывались, чтобы определить, кто водит. Этот замечательный жанр — считалки — жив и сегодня. Смешные считалки легко запоминаются и поднимают настроение участников игры.

Происхождение и функции шуточных считалок

Считалки — жанр фольклора, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально с помощью считалок работники в поле распределяли, кому какую работу выполнять. Тогда считалочки были средством жеребьёвки. Но постепенно необходимость в таком средстве распределения труда отпала, а считалки перешли в область детского фольклора. Именно этому переходу обязаны своим появлением шуточные считалки. Порой такие ритмичные стихотворения создавались профессиональными писателями и поэтами, но чаще всего смешные считалки придумывали сами дети, наполняя древний жанр новой жизнью и смыслом.

Деревенские жители стоят в кругу на поляне

Первые считалки помогали крестьянам распределять работу, а позднее стали элементом детских игр

Основная функция считалки — выбор одного человека для конкретной роли (кому водить, кому выбыть). Кроме этого, существует ряд не таких явных, но также значимых функций считалочек:

  • Развлекательная функция. Основная роль считалок-шуток — вызвать веселье, они всегда являются элементом игры.
  • Психологическая функция. Честный выбор развивает у ребёнка чувство справедливости и защищённости.
  • Развивающая функция. Запоминание считалок, соотнесённое со смехом и весельем, способствует более активному развитию памяти, а проговаривание вырабатывает чувство ритма.
  • Увлекающая функция. С помощью считалки взрослый легко может привлечь внимание ребёнка к какому-либо занятию, изначально не представлявшему для малыша интереса.

Дети сидят на полу и увлечённо слушают педагога

Использование считалок помогает заинтересовать ребёнка новым материалом

Считалки с необычным сюжетом дети запоминают легче и с удовольствием включают их в свои игры.

Подборка смешных считалок

Шуточные считалки бывают как простые, четырёхстрочные, так и более сложные, иногда с целым сюжетом:

  • Жили-были три селёдки:
    Куля, Муля и Балда.
    Куля, Муля спали вместе,
    А Балда спала одна.


  • Коко-Моко яйца слопал
    И спасибо не сказал,
    Сел на лошадь и удрал.
    Приезжает он с войны.
    — Мама где мои штаны?
    А штаны на улице
    Исклевали курицы.
    Курица пошла в аптеку
    И сказала: Ку-ка-ре-ку!
    Дайте мыло и духи,
    Чтоб не дрались пе-ту-хи.









  • На дороге, скрючив ноги,
    На гвоздях сидели йоги.
    Тридцать дней не есть, не пить,
    Всё равно тебе водить.


  • Кот Антипка жил у нас,
    Он вставал с лежанки в ЧАС.
    В ДВА на кухне крал сосиски,
    В ТРИ сметану ел из миски,
    Он в ЧЕТЫРЕ умывался,
    В ПЯТЬ по коврику катался,
    В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,
    В СЕМЬ играл с мышами в прятки,
    В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,
    В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,
    В ДЕСЯТЬ шёл к лежанке спать,
    Потому что в ЧАС вставать.










Нарисованная зелёная сороконожка

С сороконожкой в считалке гораздо легче усвоить скучные правила математики

Одними из самых полезных считалок являются математические: помимо развития памяти и ритма они активно помогают ребёнку усвоить «скучные» законы математики. Например:

  • У сороконожки заболели ножки:
    Десять ноют и гудят,
    Пять хромают и болят.
    Помоги сороконожке
    Посчитать больные ножки.



  • Жили-были у жилета
    Три петли и два манжета.
    Если вместе их считать,
    Три да два, конечно, пять!
    Только знаешь, в чём секрет?
    У жилета нет манжет!




  • По тропинке, по дорожке
    Шли четыре понарошки.
    А навстречу на горошке
    Проезжали три картошки.
    Если каждой понарошке
    Дать на завтрак по картошке,
    То одной из понарошек
    Что достанется? Горошек.






Изображение кошки, лежащей на книгах

Кошка — частый персонаж считалок: она и с мышкой поиграет, и сметану украдёт, а порой сама берётся за готовку

Самые популярные герои считалок — животные. Шуточный эффект в данных произведениях достигается чаще всего благодаря «отправке» животных в человеческие ситуации и случившимся в итоге происшествиям:

  • Как-то летом по Онеге
    Сом поехал на телеге.
    Вместо лошади — карась,
    Он завёз телегу в грязь.
    Вязнет, помощи прося,
    И ругает карася!




  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел тигр погулять.
    Запереть его забыли,
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Он по улицам идёт,
    Ни к кому не пристаёт,
    Но от тигра почему-то
    Разбегается народ.
    Кто на дерево забрался,
    Кто укрылся за ларёк,
    Кто на крыше оказался,
    Кто забрался в водосток.
    А на ёлке, как игрушки,
    Разместились две старушки.
    Опустел весь город мигом —
    Ведь опасны шутки с тигром.
    Видит тигр — город пуст.
    «Дай-ка, — думает, — вернусь.
    В зоопарке веселей,
    Там всегда полно людей!»


















  • Серый кот
    Блины пёк,
    Сковородник уронил,
    Чёрту ногу повредил.


  • Сидели два медведя
    На липовом суку,
    Один читал газету,
    Другой месил муку,
    Раз ку-ку, два ку-ку —
    Оба шлёпнулись в муку.




  • Свиньи в лодке танцевали,
    Все копыта поломали,
    Инчик, брынчик-пок,
    Вышел маленький дружок.


Изображение двух падающих медведей

Животные в детских считалках часто попадают в смешные ситуации

Младшие школьники вполне способны самостоятельно сочинить небольшие весёлые считалки.

Встречаются в считалках сказочные сюжеты и персонажи:

  • Ехала карета
    По старому мосту.
    Мост развалился,
    Карета — ко дну.
    Не жалко мне кареты,
    Не жалко мне моста,
    А жалко мне принцессу
    И белого коня.






  • Щуку тощую с реки
    Притащили рыбаки.
    Щука хищная страшней,
    Чем страшилище Кащей.
    Мы ей дали овощей
    И погуще жирных щей.
    Щука шлёпнула хвостом,
    Словно щёлкнула хлыстом,
    И таким ударом крепким
    Расщепила стол на щепки.








  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Царь велел меня повесить.
    А царица не дала
    И повесила царя.
    Царь висел-висел-висел,
    Ветер дунул, он слетел
    И в помойку улетел.
    А в помойке жил Борис —
    Председатель дохлых крыс,
    И жена его Лариса —
    Замечательная крыса.










  • Тили-тили-точки,
    Ехал чёрт на бочке.
    Ведьма на тележке
    Щёлкала орешки.
    Чёрт с бочки упал,
    Ведьме по уху попал.
    Ведьма ябеда была,
    Домового позвала.
    Домовой подал свисток,
    Выходи-ка ты, дружок!








Баба-Яга сидит за столом

Сказочные персонажи нередко выступают героями детских считалок

Нередки среди детских и подростковых юмористических считалочек бытовые (повседневные) — «на злобу дня»:

  • Один, два, три —
    Нос подотри.
  • Раз, два, три, четыре —
    Мы сидели на квартире,
    Чай пили, булки ели,
    Позабыли, с кем сидели.


  • Шёл с получки по толкучке
    Толстый дядя Робинзон,
    И с получки на толкучке
    Приобрёл себе он зонт.
    Зонт дешёвый, трёхрублевый,
    Но зато такой здоровый,
    Чтобы спрятаться под ним
    Можно было бы троим!






Малыш, Карлсон и Фрекен Бок сидят за столом с плюшками

Бытовые ситуации — популярная тема для современных считалок

Популярными среди детских считалок являются рассказы в форме «верю — не верю»:

  • У Литейного моста
    Я поймал в Неве кита,
    Спрятал за окошко.
    Съела его кошка,
    Помогали два кота…
    Вот и нет теперь кита!
    Ты не веришь другу?
    Выходи из круга!






  • Плыл по морю чемодан,
    В чемодане был диван,
    На диване ехал слон.
    Кто не верит —
    Выйди вон!



  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Оказалась впереди.
    Кто не верит — выходи.


  • Лапоть топал по морозу
    И взобрался на берёзу,
    А с берёзы на луну.
    Ну и ну!


В школе дети скачут друг на друге около учительницы

Школа — одна из любимых тем для шуток, и считалки — не исключение

Для подростков же наиболее близкая и популярная тема — школа: про уроки, отметки и, конечно, учителей:

  • В нашем классе нет лентяев,
    Только Вася Николаев.
    Он приходит на урок,
    Засыпает, как сурок.
    Лодырь, лодырь, лежебока,
    Проворонил три урока,
    На четвёртый опоздал,
    Пятый где-то пропадал,
    На шестом мешал учиться,
    На седьмом ходил лечиться,
    На восьмом играл в футбол,
    На девятый не пришёл.
    На десятом корчил рожи,
    На четырнадцатом тоже,
    На двадцатом видел сон,
    На тридцатом выгнан вон. (С. Маршак).














  • Вот лентяйка Единица!
    Не хочу с такой водиться.
    Не люблю и цифру два,
    Цифру три терплю едва.
    Ай да умница четыре!
    Но не всех прекрасней в мире.
    Всех прекрасней цифра пять.
    Вот всегда бы пять опять!картина Опять пятерка

    Про пятёрку тоже есть картина – «Опять пятёрка», написал её Николай Заболоцкий








  • Си, си, си,
    Ехало такси.
    Двери открываются,
    Учитель заявляется
    На высоких каблуках,
    С арифметикой в руках.
    Вызывает ученицу:
    — Расскажи мне всю таблицу.
    Сколько будет семью семь,
    Вы не знаете совсем!
    Сколько будет пятью пять,
    Вы не знаете опять!
    На уроке говорили-говорили-говорили,
    Чтоб мальчишки не курили,
    Не курили, не курили.
    А мальчишки за углом
    Подавились табаком.
    А девчонки за забором
    Подавились помидором.
    Вдруг учитель пения
    Вышел из терпения.
    Он залез под потолок
    И сказал: — Кончай урок!





















Весёлые считалки про школу помогают детям снизить напряжение и тревогу, связанные с учёбой.

Мальчик и девочка читают книгу

Считалки могут быть посвящены и одному уроку в школе, например, обучению грамоте

Встречаются среди школьных считалок и «посвящения» одному предмету или даже историческому персонажу:

  • Раз, два, три, четыре —
    Меня грамоте учили:
    Не считать, не писать,
    Только по полю скакать.
    Я скакала, я скакала,
    Себе ноженьку сломала,
    Стала ноженька болеть,
    Стала маменька жалеть,
    Пожалела, поругала
    И за доктором послала.
    Доктор едет на быке
    С балалаечкой в руке.










  • Пётр Первый
    Пошёл погулять.
    Поймал перепёлку,
    Пошёл продавать.
    Просил полтинник,
    Получил подзатыльник,
    Попросил прощенья,
    Получил пачку печенья.петр первый лубок

    Образ Петра Первого давно и прочно вошёл в русский фольклор








Считалки могут быть посвящены праздникам, к примеру, одному из самых волшебных и любимых детьми — Новому Году, а также зимним забавам. Например:

  • Раз, два, три, четыре —
    Бабу снежную лепили:
    Прикрепили нос-морковку,
    Глазки сделали ей ловко,
    В руки дали ей метлу —
    Разбегайтесь по двору!Изображение детей, играющих в зимние забавы

    Немало считалок посвящены Новому Году и весёлым зимним забавам






  • В снег упал Серёжка,
    А за ним Алёшка,
    А за ним Иринка,
    А за ней Маринка.
    А потом упал Игнат.
    Сколько на снегу ребят?




Подростки также используют смешные считалки, только уже на более «взрослые» темы:

  • Говорят, что А и Б
    Не сидели на трубе…
    (Мол, других хватало дел).
    А на ней — Газпром сидел.


  • Наш «Прогресс» упал некстати,
    Кислорода всем не хватит,
    Мяса тоже больше нет,
    Так что ты теперь — обед!


  • США, Канада, Гана,
    Израиль, Иран, Гвиана,
    Пакистан, Ирак, Китай —
    Куда хочешь уезжай!
    Но в стихах один изъян:
    Пуст пока что Ваш карман.
    Франция-Германия…
    Вот так графомания!карманы навыворот

    Спросите у ребят, как пустые карманы мешают уехать в путешествие и что такое графомания, почему это слово использовано в считалке








Видео: мальчик рассказывает считалку «Тик-так»

Видео: девочки рассказывают смешную считалку

Таким образом, современные дети также должны узнавать считалки, которые, возможно, они, как и мы в своё время, трансформируют под современные реалии. Но главное — древний жанр будет жить и по-прежнему передаваться из поколения в поколение, храня нашу историю, а также увлекая и развивая наших детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: