Аккуратность – всегда ли это хорошо?

Не один раз, гуляя со своими воспитанниками, я наблюдала, как мамы и бабушки сияют счастливыми улыбками, когда ребенку, который шествует рядом с ними, проходящие мимо люди с восторгом говорят комплимент: «Ах, какой милый, аккуратный и красивый малыш!» Не знаю, как нравятся такие детки другим взрослым, а меня как маму троих детей и няню со стажем никогда не восхищали чинно прогуливающиеся с родителями мальчики и девочки, одетые в модные, отутюженные одежды. Мне их всегда было жалко. Нет, я тоже не люблю, когда сын «свиненок», а дочка похожа на Бабу Ягу больше, чем на девочку, но никогда не понимала родителей, которые выгуливают своих чад как неких декоративных песиков. Извините за сравнение, но других у меня просто нет. Сейчас буду объяснять, почему.

Аккуратность аккуратности – рознь

Многие родители станут возражать мне, что, мол, мы не для того покупаем ребенку дорогую одежду, чтобы он ее рвал и марал, прыгая по лужам и барахтаясь в песочнице. Понимаю их возмущение, но не понимаю, почему, выпуская ребенка на улицу, нужно одевать его в костюмчик от Мио Мио и ли от Дольче Габбана, а потом требовать малыша «к ноге», когда он страстно хочет, как и его сверстники, поковыряться в песочнице или влезть на страшненькую (по мнению мамы) горку и прокатиться оттуда? Почему нельзя одеть на прогулку ребенка во что-нибудь проще, чем в облегающие джинсики от какого-нибудь новомодного кутюрье? Вы ведь не на выставку собрались, не в гости к английской королеве, а на прогулку! Дети должны быть свободными от амбиций взрослых и гулять, как им вздумается и где им хочется – в луже, в песочнице, на траве, в детском городке с горками, качелями и разными лесенками и веревочками. А иначе как они будут мир познавать?

воспитывать аккуратность у ребенка

Воспитывая аккуратность в ребенке, взрослые часто путают понятия аккуратность и педантичность. Да, одним из качеств педантичности является аккуратность. Но чаще всего эта черта характера из рационального и полезного свойства плавно перетекает в болезненно-навязчивую форму и даже психоз. А все потому, что в детстве мама не давала ребенку свободно делать все, что ему хочется и на прогулке, и дома, а мучила его разными правилами, постулатами, нормами, вечно наставляла и настраивала только на «положительные» качества.

Когда я сказала «делать все, что ему хочется», я не имела в виду анархию, а подразумевала под этим свободу самовыражения. Ребенок, которому запрещали в детстве прыгать через лужи, потому что он может туда упасть и замараться или играть в салочки из-за боязни, что он расшибется – вырастет в человека, который будет все делать по правилам из боязни ошибиться, сделать что-то не так. И это, извините, уже комплекс, а то и психическое отклонение, которое не позволит ему творчески мыслить и творить. А без творческого, свободного вдохновения человек не может стать успешным и открытым для других людей. И тому примеров в жизни огромное количество!

воспитывать аккуратность у ребенка в 3 года

Воспитывать в малыше аккуратность, это значит:

  • научить его следить за своей одеждой и не пачкать, не рвать ее намеренно,
  • не баловаться с едой и кушать так, чтобы оставаться чистым, особенно если нет возможности поменять запачканную одежду сразу,
  • следить за чистотой рук, лица и тела, потому что грязь – источник многих заболеваний,
  • прибирать за собой игрушки и другие вещи на их места, чтобы потом не спотыкаться о них и не искать необходимое по три часа, гадая, куда же это нужное подевалось,
  • дать понять ребенку, что аккуратность – это, прежде всего, собранность, подтянутость и пунктуальность – то есть, те качества, которые реально помогут в жизни.

Но эти положительные качества не должны сковывать ребенка, не должны запрещать ему активно познавать окружающий мир: двигаться, экспериментировать, ошибаться, радоваться удачам и плакать из-за разбитой коленки. Ограничения же, вводимые родителями, приведут к тому, что из крохи хоть и вырастет аккуратист и педант, но человек совершенно не самостоятельный и безынициативный, которого нужно будет «вести за ручку» по жизни.

Ошибки родителей при приучении ребенка к аккуратности

воспитывать аккуратность у ребенка в 2 года«Не ошибается только святой, но таковых на Земле нет», – этот постулат нужно всем родителям распечатать и повесить на самом видном месте. Всякий раз, натыкаясь на него взглядом, они должны будут задуматься: «А что я делаю не так в воспитании своего малыша»? Ведь чаще всего такой вопрос приходят на ум мамам и папам только тогда, когда чадо, как раньше говорили, «уже поперед лавки не положишь», и исправлять свои педагогические ошибки становится поздно. Вот и в приучении к аккуратности тоже так. Вовремя не привьешь хорошее качество – вырастет грязнуля и безалаберный тип, а «перегнешь палку» – неуверенный в себе рохля. Так что же многие родители делают не правильно, прививая малышам аккуратность?

Ситуация №1

Ребенок замарался во время еды, испачкал весь столик, опрокинул кружку с соком, вывалил из тарелки всю кашу (иногда и на пол). Он не может не испачкать все вокруг – он еще только учится кушать! Но мама («ох» и «ах!») быстренько все вытирает, малыша переодевает и снова сажает, но уже чистенького, за стол. И так по нескольку раз за обед. Со временем эта игра (а в глазах крохи это действительно игра) в «вытирание-переодевание» становится частью кухонного ритуала. К чему это приводит? К тому, что ребенок не воспринимает аккуратность за столом как необходимость, а только как развлечение или вовсе равнодушно относится к такому «свинству». Все равно мама приберет.

Позвольте ребенку сначала научиться кушать, а только потом покажите, что это можно делать аккуратно. Не переодевайте его во время еды, помойте его и столик (равно как и пол) после трапезы. Но, вместе с тем, мама должна всем своим видом показать, что ей не нравится, как неаккуратно ест ее малыш. Не ругайте его за грязь, но хвалите за чистоту. Собственным примером показывайте, как нужно правильно кушать, как пользоваться салфеткой.воспитывать аккуратность у ребенка в 5 лет

Ситуация №2

Мама (няня, бабушка) вывели гулять ребенка во двор. Даже если малыш не одет, как на подиуме, часто слышатся окрики в его сторону типа «не лезь в песок, он мокрый!» или «не нужно лазить на эту горку, она ржавая и мокрая, еще упадешь с нее в грязь!», или «не беги так быстро – упадешь в лужу и придется идти домой, а гулять снова больше не выйдем!». И что прикажете делать ребенку? Ему остается только с тоской смотреть на везучих ребятишек, которые и катаются, и падают в лужи, и при этом счастливо хохочут.

А может, просто нужно разрешить ребенку все это счастье – быть свободным и не обращать внимания на грязные штанишки, ссадины и синяки? Пусть он познает мир во всей его красе и со всеми его радостями и горестями. Зато впечатлений ребенок получит куда как больше чем, если будет сидеть на скамейке рядом с мамой и играть в игры на смартфоне.

Ситуация №3

Ребенок активно познает мир не только на улице, но и дома. Если ему не позволять прыгать на диване, рисовать на обоях, все время требовать прибирать за собой и не разрешать брать интересующие его вещи (не имеются в виду дорогая электроника или хрусталь), то, в конце концов, родители добьются своего, и малыш будет послушным «роботом». Но как повлияет это на его психику?

Чтобы меньше запрещать, создайте крохе условия для активного развития. Вместо дивана предложите батут (сейчас все продается!), обычные обои замените грифельной доской или специальными обоями, на которых он сможет рисовать, дорогие вещи уберите с глаз долой, чтобы не было соблазна добраться до них в отсутствие родителей. А игрушки выдавайте в таком количестве, чтобы ребенок не раскидывал их по всему дому и не пугался потом будущей уборки. Все должно быть в меру – и свобода, и запреты. Аккуратность аккуратности рознь, нужно это понять и принять как данность. Тогда и проблем не будет, и ребенок вырастет счастливым человеком, а не зажатым неудачником.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: