Когда родители наблюдают тревожное поведение ребенка, не стоит от этого отмахиваться и думать, что с возрастом все пройдет само. Если не обращать на эту проблему внимания и не принять должных мер, то со временем тревожность перерастет в различные психические расстройства. Одно из них – обессивно-компульсивное – которое не просто испортит жизнь ребенку, но и превратит его со временем в человека, который не сможет полноценно жить и работать в обществе.
Тема тревожного детского поведения сегодня очень актуальна, поэтому я и решила поделиться с читателями некоторыми своими соображениями.
Тревожное поведение – бич современных детей
Не буду утверждать, что ситуация с детской (и не только детской) тревожностью стала острой только в последние десятилетия. Еще Зигмунд Фрейд в свое время наблюдал и выявил три формы тревожного поведения:
- страхи, которые несут в себе реальные явления или события,
- мнимые тревоги, опасности, порождаемые собственным воображением, которые основываются на некоем чувстве вины или терзаниях совести,
- иррациональные страхи и невротические тревожности, боязнь неизвестности.
Сегодня, в век больших скоростей и высоких технологий, дети растут в семьях, где все усилия родителей направлены на зарабатывание денег и повышение комфортности жизни. Воспитанием же детей занимаются не они, а педагоги и интернет. Если рассматривать учителей и воспитателей в качестве инструмента воздействия на психику ребенка, то сегодня они мало отличаются от гаджетов. Да, у них есть программа, которой они следуют, давая ребенку определенные знания и адаптируя его к жизни в сообществе. Но в современных педагогах нет того, что есть (должно быть) в родителях – они не видят в ребенке отдельно взятую личность. И это, согласитесь, проблема современности.
Как определить повышенную тревожность у ребенка
Обычно детская тревожность – как открытая книга – вся на виду у родителей и педагогов. Нужно только не быть равнодушным к ребенку и увидеть, как он переживает определенные ситуации и реагирует на какие-то события. Очень редко дети могут скрывать свои чувства и переживать что-то настолько глубоко, что становятся заторможенными и апатичными. В таких случаях они сами плохо понимают, что испытывают внутренний дискомфорт, а поэтому могут даже отрицать тот факт, что их что-то беспокоит.
Но родителям стоит знать, что дети просто не умеют не сопереживать, не волноваться или никак не реагировать на неприятности. Их нервная система просто не может не откликнуться на события, которые приводят к эмоциональным переживаниям.
Маме и папе обязательно нужно начать волноваться, когда у ребенка наблюдается ряд перечисленных ниже проблем в поведении. Если малыш:
- быстро устает, часто плачет, жалуется на головные боли, плохо спит и не умеет расслабиться,
- опасается перемен в своей жизни, нерешителен, рассеян и часто делает не то, о чем его просят, жалуется на кошмарные сны,
- ничем не интересуется и его в принципе сложно чем-то заинтересовать, ему трудно сконцентрироваться на чем-то одном, но в тоже время он не любит подолгу и сидеть на одном месте (например, в очереди в кассу магазина или в ожидании приема к врачу),
- постоянно находится в напряжении, резко и остро реагирует на любую мелочь, не терпит критики, но сам критикует других,
- склонен испытывать вину, даже если не виноват ни в чем, жалуется на негативные мысли, избегает трудностей, стремится к уединению.
Дети, у которых тревожное поведение уже начало переходить в психическое тревожное расстройство, могут отказываться от активных игр, от общения со сверстниками, отказываться от еды. Они часто страдают анорексией, кошмарами, сомнамбулизмом, повышенной потливостью, энурезом, непроизвольными тиками и тремором (дрожание конечностей).
Кроме этого, таким детям свойственно грызть ногти на руках, жевать или обсасывать кончики волос, непроизвольно почесывать разные части тела и т. д. Как видим – хорошего мало.
Что такое обессивно-компульсивное расстройство
Не так давно я читала книгу, где главная героиня с подросткового возраста страдала обессивно-компульсивным расстройством, которое выражалось у нее в боязни контактировать с незнакомыми или малознакомыми людьми, в постоянных сомнениях правильности своих действий и мыслей и в страхе показать свои эмоции на людях. Из-за своего расстройства она не могла работать в коллективе, постоянно сидела дома одна в своей комнате, часто боясь выходить даже в магазин. Единственный человек, с которым она общалась – ее мать.
Не буду углубляться в подробности сюжета. Единственное, что тут надо отметить – это то, что мама у героини с детства не давала ей шагу ступить, «задавив» самостоятельность дочери в зародыше и доведя ее своей гиперопекой и строгими правилами сначала до тревожности, а потом и до такого вот психического состояния.
Если же говорить медицинским языком, то такое расстройство развивается обычно по следующему сценарию.
- С 4 до 6 лет у малыша начинают проявляться уже оформленные страхи – фобии. Ребенок боится сделать или сказать что-то не так, что получит неодобрение со стороны взрослых.
- С 6 до 8 лет проявляются навязчивые действия, когда дурные привычки (или, наоборот, стремление к чистоте и аккуратности) становятся непроизвольными, но постоянными. С помощью их ребенок успокаивает свою нервную систему,
- В подростковом возрасте начинают преобладать не действия, а мысли, когда навязчивые идеи становятся проблемой, препятствующей общению с людьми в общем, а не только со сверстниками).
Определенный ритуал действий (например, что-то делать в определенном порядке или расставлять вещи в определенные места) – система защиты, которая помогает таким людям хоть как-то успокаиваться и систематизировать свою жизнь.
Как не довести тревожность до психоза
Что делать родителям, чтобы не довести ребенка с тревожностью до психического расстройства?
- Первое и главное – это не сильно волнуйтесь сами, ведь тревожное состояние родителей передается и ребенку.
- Второе – скажите малышу, что его эмоции и переживания – нормальное явление, свойственное всем людям, и это нормально.
- Дайте ребенку понять, что поможете ему справиться с проблемой и научите его управлять своими эмоциями без страха.
- Не нужно сильно давить на ребенка и заставлять его беспрекословно следовать определенным правилам, установленным в семье. Малыш должен знать, что у него есть право на свое мнение, свои эмоции и свои желания.
- Если ребенка что-то тревожит, то выясните причину этой тревоги вместе с ним и предложите ему высказаться по этому поводу. Пусть расскажет о своих чувствах и переживаниях, что бы он хотел исправить и как.
- Вместе найдите компромисс в решении проблемы. Если проблема надуманная, попробуйте нарисовать ее на воздушном шарике, а потом просто проткните его иголкой. Была проблема – нет проблемы.
- Никогда не стремитесь занизить самооценку ребенка критикой его поведения, учебы или других действий и эмоций. Родители не должны говорить ему о несбывшихся надеждах и чаяниях, которые они возлагали на свое чадо. Это вызовет в нем чувство вины и собственной неполноценности.
- Помните, что оценки в образовании не играют никакой роли. Помогите ребенку осознать, что его будущее зависит не от оценочных баллов, а от знаний, которые он получит в школе. Пусть он знает, что родители одобряют не его оценки, а его желание что-то узнать нового для себя.
- Полезным будет иногда самим создавать определенные трудности и вместе с ребенком решать их. Если ребенок боится контактировать с чужими людьми, попробуйте выстроить с ним цепочку новых взаимоотношений, перед тем как вести его на занятия в новую школу или на кружок. Задайте вопросы, которые помогут ребенку впоследствии справиться со своей тревогой. Например: «Что ты скажешь новой учительнице, если вдруг станешь тревожиться о чем-то?». Ребенок должен понять, что взрослые будут в силах ему помочь, если он озвучит проблему.
В любом случае если родители видят, что их малыша что-то беспокоит, они не должны закрывать на это глаза. Только полное доверие между взрослыми и детьми поможет справиться детям с тревожностью и не допустить развития психического отклонения.