Девиантное поведение у детей: как правильно воспитывать, чтобы его избежать

Тема, которую сегодня будем рассматривать, сложная и даже немного страшная – девиантное поведение у детей. Но от нее никуда не деться, ведь в последнее время число детей, «неадекватных» в своем поведении, растет с пугающей скоростью.

Что значит термин «девиантное поведение»

девиантное поведение детей как избежать

В предыдущей статье я приводила пример, в котором рассказывалось, как один малыш ни за что ни про что ударил другого, а на вопрос, зачем он это сделал, не моргнув глазом ответил, что он таким образом играет. Странным мне показалось не поведение ребенка, а его ответ. Мама же пятилетки была при этом спокойна и никак не отреагировала ни на действия малыша, ни на его ответ.

Есть о чем задуматься, правда же? Я и задумалась. Почему дети бывают жестоки и врут, почему они злые и ненавидят, почему делают пакости близким и намеренно мучают животных, почему убегают из детского садика или из дома и бродяжат, почему собираются в шайки и компании и, нападая на сверстников, бьют их. А ведь я сейчас говорю не о подростках, а о дошкольниках. Кто-то скажет, что быть такого не может! Вот вам еще пример.

Мой племянник в садике чем-то насолил одному мальчику. Ну, конфликт и конфликт, у детей это нормально. Они таким образом учатся жизни. Но вот дальнейшее развитие сюжета явно выходит за рамки детского сада. Обиженный мальчишка решил проучить обидчика, и собрав вокруг себя еще пару-тройку пацанов, подкараулил племянника в туалете, где они все вместе его и побили. Что-то напоминает? Вот и я о том же. Уже в возрасте пяти лет мальчик сумел сплотить вокруг себя «единомышленников», которые «смело», всей толпой избили его обидчика.

К слову сказать, этот конфликт так бы и остался незамеченным воспитателем: жаловаться племянник ни ей, ни родителям не стал. Он просто потом по одному вылавливал тех, кто участвовал в «заварушке» в туалете и бил. Мальчики же не стали терпеть такого с собой обращения и, конечно же, побежали жаловаться. Тогда-то и выплыла вся эта история.

Так вот, девиантное поведение у дошкольников – не редкость. Девиантное – это значит антиобщественное, которое претит нормам общества и угрожает здоровью и даже жизни другого человека. Мы привыкли, что такое поведение присуще взрослым или подросткам и осуждаем тех, кто ворует, лжесвидетельствует, грабит, убивает и ведет асоциальный образ жизни – бомжует, не желает работать, пьянствует, принимает наркотики… Но практически никогда не видим корней этого явления. А ведь оно не берется из ниоткуда.

Причины девиантного поведения

девиантное поведение как воспитывать

Причины девиантного поведения у маленьких детей могут быть разные.

  1. Случается, что ребенок получает неправильное внутриутробное развитие, которое задевает его нервную систему или у него случается родовая травма. Тогда подобное поведение считается врожденным. Но оно хоть как-то оправдывает ребенка. Его психика больна, механизм, регулирующий поведение, нарушен и нуждается в медицинской корректировке.
  2. Генетически врожденные генные мутации также могут влиять на умственное развитие и происходят по причине поражения хромосом. Это влияет на то, как человек воспринимает окружающий мир, как быстро приспосабливается к нему и может налаживать контакты. Гиперактивность, быстрая утомляемость, темперамент и неспособность к труду – все это корректируется с помощью психологов, медицинских препаратов и воспитания.
  3. Приобретенное девиантное поведение иногда случается из-за черепно-мозговых травм или в результате нервного хронического заболевания в раннем возрасте, но чаще всего на него оказывает действие та обстановка, в которой растет малыш. И тогда на такое поведение могут влиять:
  • социальные причины, когда ребенок живет в неполной, неблагополучной или только формально благополучной семье,
  • педагогические причины, когда на ребенка слишком строго воспитывают или, наоборот, многое позволяют и не желают объяснять, как правильно себя вести в определенных ситуациях,
  • психологические причины – это когда дети неадекватно реагируют на запреты: кричат, падают, топают ногами или даже бьют взрослых, агрессивно нападая на них. Но родители считают это нормой и не пытаются образумить и успокоить малыша. Они не думают, что такое поведение после пяти лет уже будет выходить за рамки нормального.

Что делать, чтобы у ребенка не развивалось девиантное поведение

девиантное поведение дошкольника

Дети, в отличие от взрослых, не умеют себя контролировать. Отсюда и их жестокость, и вранье, и прочие «прелести» ненормального поведения. Они видят мир не так, как мы – взрослые люди. Их мир еще нов и чист, как лист бумаги, и все, что они на нем напишут, будет зависеть от окружающих их людей. Не только от взрослых, но и от других детей. И пример они берут не только с родителей или с родных и близких (хотя с них в первую очередь), но и с чужих. Неважно, кто эти чужаки – старики, дети, подростки, женщины, мужчины или даже животные. Ребенок видит какое-то поведение и пробует его на себе. Любопытно ведь, «а как на этот мой поступок отреагируют окружающие».

Дети, особенно еще маленькие, только учатся общаться с другими людьми. И часто их общение из-за этого неумения сводится к обычному эмоциональному всплеску. Ребенок рассуждает так: «не дали игрушку – обидно, а раз мне обидно до слез, то пусть и обидчик рыдает – надо стукнуть побольней, пусть поплачет». И тут очень важна роль родителей, которые должны:

  1. Научить ребенка понимать поведение и характер окружающих его людей и проявлять интерес к ним. Не говорите малышу: «Посмотри, какой хороший мальчик, он не жадина, как ты». Скажите: «Надо делиться и играть вместе, так будет веселей и интересней».
  2. Объяснять правила общественного поведения. При необходимости вырабатывать их и тем самым корректировать поведение ребенка в этом направлении, закрепляя его на практике. Не отчитывайте ребенка, если он неправильно себя ведет и громко требует игрушку. Просто улыбнитесь ему, обнимите и скажите, что этот вопрос вы готовы обсудить с ним, если он успокоится. Заметьте ему, что вокруг, кроме него, нет больше кричащих детей, а взрослые так себя не ведут.
  3. Научить бесконфликтному взаимодействию не только со сверстниками, но и со взрослыми. Пояснить, что можно делать, а что ни в коем случае нельзя. Если ребенок взял чужую вещь без спроса, то нужно прямо сказать ему, что те, кто берет вещи без разрешения, рано или поздно изолируются от всех и вынуждены сидеть в тесных комнатах, не есть сладкого и выходят гулять только на короткий срок и под охраной чужого дядьки. Некоторые вещи стоит сразу называть своими именами и говорить, что за воровство и насилие закон в стране наказывает лишением свободы.
  4. Корректировать трудные ситуации, разыгрывая их в ролевых играх. Читать сказки (смотреть мультфильмы или детские фильмы), где зло, воровство и ложь всегда наказуемы и разбирать линии поведения всех героев, и плохих и хороших.
  5. Создать для ребенка, проявляющего девиантное поведение, все условия для нормального физического и психического развития, в которые входят:
  • строгий режим дня, чтобы все занятия, игры, сон и время прогулок были расписаны по часам,
  • правильное питание здоровой и полезной пищей,
  • контроль времени, проведенного за компьютером, телевизором и гаджетами,
  • внимательное наблюдение за играми, в которые ребенок играет,
  • эстетическое и интеллектуальное развитие ребенка.

Родителям необходимо помнить, что только от их усилий в воспитании и их личного примера будет зависеть, какие моральные принципы вынесет их дитя в большую взрослую жизнь и каким человеком он станет – честным и порядочным или отпетым негодяем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: