Мария Монтессори: биография, жизнь и деятельность великой женщины

Мария Монтессори: биография этой женщины уникальна. Уважения и внимания заслуживает хотя бы тот факт, что она – первая среди женщин Италии, ставшая врачом. Она была не только врачом-педиатором и детским психоневрологом, ее чтили и как педагога, ученого и философа.

Детство и юность Монтессори

монтессори детство

О Марии Текле Артемизии Монтесори и об ее системе образования написано много, но это не значит, что ее жизненная история не заслуживает многократного повторения. Она та, о которой хочется рассказать и жизнь которой является примером для многих современных женщин.

Мария Текла родилась 31 августа 1870 года в семье государственного служащего Алессандро Монтессори и Ренильды Стоппани, женщины, которая происходила из рода мелких, но весьма образованных землевладельцев из провинции Анкона в Италии. Отец Марии, в свое время работавший клерком в табачной компании, находившейся в Комаккьо, был переведен в один из ее филиалов в небольшом городке Кьяравалле, где и познакомился со своей будущей женой. Там у них в доме № 10 на площади Мадзини и родилась дочь. Этот дом, к слову сказать, сейчас является резиденцией фонда Монтессори.

Отец Марии, Алессандро Монтессори, был католиком и приверженцем идеалов рисорджементо (культурного, политического и социального движения, которое способствовало объединению страны с Сардинией и провозглашению нового Королевства Италии). А мать, образованная и начитанная женщина, была племянницей известного в то время академика, натуралиста, палеонтолога, автора многочисленных научных публикаций и сторонника либеральных идей – Антонио Стоппани. Дружба Марии Монтессори с последним, сыграла немаловажную роль в ее дальнейшей жизни. Несмотря на консервативные взгляды отца, девочка росла в условиях свободы и поддержки со стороны матери, которая впоследствии поощряла стремление дочери учиться и получить высшее образование по окончании школы.

С 6 до 13 лет Мария Монтессори училась в римской начальной школе Рио-Понте. В столицу Италии семья переехала в 1875 году из-за перевода отца на другую службу. Училась она усердно и даже награждалась грамотами, но слабое здоровье (переболела краснухой) не позволило ей особо выделиться среди других учеников. Начиная с 11 лет, она страстно начала увлекаться драматическим искусством.

В возрасте 13 лет, в 1884 году, Мария при поддержке матери и Антонио Стоппани перевелась в только что открытую женскую государственную техническую школу (сегодня это технический институт имени Леонардо да Винчи). Там она изучала такие науки как:

  • итальянский язык и грамматику,
  • арифметику, алгебру и геометрию,
  • историю и географию,
  • бухгалтерский учет и другие.

И хотя совсем еще недавно она имела пробелы в изучении грамматики и математики, но окончила школу на отлично и была в десятке лучших выпускников своего года.

Отец видел свою дочь в качестве учительницы, но Мария, увлеченная биологией (видно влияние Антонио Стоппани) и точными науками, а особенно математикой, решила выучиться на инженера. Само это желание в то время было удивительным для женщины. Технические профессии были привилегией мужчин, но молодая девушка настояла на своем и пошла наперекор желаниям отца на физико-математический факультет технического института в Риме.

Но это был только первый шаг к ее конечной цели – стать врачом. В то время женщин не допускали к учебе на такие, считавшиеся чисто мужскими, профессии. Однако Мария при поддержке матери и ее дяди, а также папы Льва XIII и министра образования (и по совместительству профессора клинической медицины) Гвидо Бачелли удалось перевестись после второго курса (в 1890 году) на медицинский факультет университета La Sapienza.

Во время учебы Мария Монтессори изучила курсы по:

  • микроскопии,
  • бактериологии,
  • экспериментальной инженерии,
  • педиатрии,
  • анатомии,
  • гистологии,
  • психиатрии.

Это позволило ей в 1896 году окончить университет с дипломом, позволяющим практиковать в области нейропсихиатрии. Будучи студенткой последнего курса, Мария Монтессори за свою работу по общей патологии была удостоена права занять должность адъюнкта в медицине, что позволяло ей вступить в Ланцианское общество врачей и профессоров больниц Рима.

Личная жизнь и карьера

монтессори карьера

После окончания университета девушка получила назначение в психиатрическую клинику при Римском университете, где совместно с Джузеппе Ферруччо Монтесано начала заниматься восстановлением детей с психическими проблемами,. Они вместе работают с так называемыми «френастеническими» детьми, имеющими когнитивные задержки в развитии, инвалидность и некоторые формы умственной отсталости.

Исследовательская деятельность привела Монтессори к знакомству с трудами французских ученых и педагогов конца восемнадцатого начала девятнадцатого века, работавших в направлении адаптации в обществе детей, выросших в условиях изоляции (среди диких животных). Это позволило ей пойти дальше, связаться с этими специальными школами и изучить подробнее их методы реабилитации умственно отсталых детей.

Параллельно с научными, педагогическими и медицинскими изысканиями, в период с 1896 года по 1901 год Мария активно принимала участие в борьбе за права женщин, ратуя за равноправие в оплате труда, выбора профессий и принимала участие в различных женских конгрессах.

монтессори личная жизнь

Сотрудничество с Джузеппе Монтесано привело к взаимной симпатии и любви. Но выйти за него замуж официально Мария не могла – это означало бы конец ее научной карьере. Законы в то время были явно не на стороне замужних женщин, но даже рождение сына Марио (31 марта 1898 года) не смогло заставить отказаться женщину от любимого дела. Она отдала мальчика на попечение своей дальней родственницы Виктории Паскуали в небольшой городок Виковаро. Связь с отцом мальчика вскоре после этого была разорвана: Мария узнала, что тот собирается жениться. Сына она смогла забрать к себе только по исполнении тому 14 лет. В дальнейшем он стал для нее первым помощником в ее работе и научных изысканиях.

В период до 1906 года Монтессори активно:

  • изучала философию, историю, психологию в Римском университете,
  • проводила наблюдения и исследования в начальных школах,
  • переводила с французского на итальянский книги и научные работы Жана Итара и Эдуарда Сегуина,
  • публиковала свои статьи по педагогике,
  • вступала с докладами,
  • читала лекции в педагогической школе при университете.

Но все это была лишь подготовка к ее основному большому замыслу – открытию специализированных детских садов.

От теории к практике

монтессори деятельность

1906 год стал для Монтессори решающим. Именно тогда ее пригласили в один из небольших детских садов, открытых в многоквартирном доме в одном из районов Рима – Сан-Лоренцо. Мария много наблюдала за детьми, и ей было интересно, как будет работать разработанный ею педагогический метод на нормальных, без психического отклонения детях. И через год ей была предоставлена такая возможность – был открыт первый детский сад под названием Casa dei Bambini. А основы новой концепции – «метода научной педагогики» – были написаны ею, переведены на другие языки и распространены уже в последующие годы.

Это время и можно считать началом развития движения Монтессори. И ни что не смогло уже помешать распространению школ, названных ее именем и ее теории педагогического образования по всему миру – ни фашизм, ни финансовый кризис.

В последние годы своей жизни Мария Монтессори много путешествовала по миру, помогая открывать школы в разных странах. Умерла она в 1952 году в Нидерландах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: