Многие ли из родителей задумывались, как связаны между собой современная детская мода и гендерное воспитание? Кто-то скажет, мол, чего тут задумываться – одевай девочку в юбки и платья, а мальчиков в штанишки – вот и все воспитание. Но это мы так думаем, что все просто и прозрачно, а как же все происходит на самом деле и как одежда влияет на то, какими растут наши детки? Начнем с самого начала, то есть, с истоков детской моды.
Немного об истории детской моды
Еще в начале прошлого века никто даже и не думал о такой вещи как гендерное отличие в одежде малышей. Быть-то оно было, но лишь у деток постарше и у взрослых (и то штаны, рубахи и кафтаны мужчины стали носить только с середины 16 века, а до этого были только туники, удлиненные куртки – коттарди и длиннополые котти, а на ногах чулки или обтягивающие ноги гетры и колготы). А вот малышей до определенного возраста, а точнее, до 3 (иногда и 5) лет одевали одинаково – и девочек, и мальчиков. Это были или длинные сорочки, или юбочки.
Еще в 19 веке в комплект белья для крох обоих полов входили:
- нижние рубашки разной длины,
- повседневные длинные платьица,
- ночные и дневные чепчики,
- носочки,
- длинные ночные рубашки,
- нижние юбочки,
- плащи для верхней одежды.
Зато сегодня для всех младенцев, уже вышедших из пеленок, независимо от половой принадлежности, в магазинах продают «раздвоенную» одежду: ползунки, бодди, штанишки, капри…
Что касается цветовой окраски в одежде, то еще до начала 20-го века для мальчиков был предпочтительней розовый цвет, который считался более «сильным» и «определенным» и отождествлялся с красным цветом (цветом бога войны Марсом). Тогда как в голубой чаще всего одевали девочек, и этот цвет считался утонченным, деликатным и связанным с небом и Мадонной.
Такое отношение к половому различию по цвету говорит о том, что цвета в гендерном отличие носят выборочный характер. Сегодня, как известно, девчачьим считается розовый, мальчишечьим – голубой.
Вернемся опять ненадолго в прошлое. Когда ребенок становился старше, его начинали одевать в одежду, копировавшую наряды взрослых. Удобства в такой одежде для детей было очень мало, ведь этот «прикид» не способствовал активному развитию ребенка, он сковывал движения и не позволял ни бегать, ни заниматься физическими упражнениями и подвижными забавами. Такое положение дел наблюдалось вплоть до начала 19 века, и то у богатых и именитых людей.
С бедным людом все было проще. Когда мальчик достигал возраста, в котором уже мог помогать своему отцу по хозяйству, ему надевали штаны и начинали приучать к работе. Девочки же постепенно переходили от платьев детского кроя (с коротким подолом) к платьям взрослых девиц, когда подол начинал закрывать ноги полностью.
В детской одежде все было практично и просто до 20-х годов прошлого века. Первые гендерные отличия стали возникать в одежде для малышей с появлением принтов – цветочков и разных животных (котиков, уточек). Но и они первоначально были унисекс, то есть были и на одежде для мальчиков, и на одежде для девочек. Кстати, именно в эти года пошиты и первые детские комбинезоны, которые были чаще всего или просто белыми, или шились из ткани в клетку.
Постепенно принт стал более точно указывать на половую принадлежность. Собачки и барабаны обозначали принадлежность к мальчиковой одежде, а цветочки и котики – к девичьей.
Брючки окончательно стали одеждой для маленьких мальчиков только к концу 20-го года прошлого столетия. Девочки тоже надевали штанишки (но под платья!), начиная с 3 до 5 лет. Но такая одежда была у них чисто для игр, и в общественных местах малышки обязаны были находиться только в платьях.
Беби-бум и поворот на феминизацию
В середине 20-го века произошел всплеск рождаемости, и по всему миру прокатилась так называемая волна беби-бума. И если в самом начале прошлого века дети все еще были подчинены родителям и не проявляли своего бунтарского нрава через одежду, то ближе к 30-м годам начала сформировываться молодежная мода, которая ввела свой новый стиль и одела женщин в брюки. После Второй мировой войны молодежь с ее бунтарскими веяниями все больше влияла на моду родителей и, достигнув пика в 60-е годы (хиппи и мини), дала новый толчок для развития особого стиля в моде.
Естественно, «свободная» во всем молодежь стала одевать своих детей так же, как одевалась она сама, стирая разницу между детской и взрослой модой. Мир наводнили маленькие «хиппи», одетые в мини-юбочки, яркие рубашки, расклешенные джинсы, драные футболки и вельветовые куртки.
Феминизация также набирала обороты, и теперь джинсы и брючные костюмы стали шиться не только для мам, но и для дочек. Вот тогда-то и были стерты все консервативные взгляды на моду, когда женщина должна была носить платья, а мужчина брюки. И гендерные границы, определенные одеждой и стилем, стали размываться, уступая новому веянию – унисексу.
Современная детская мода
Еще в самом начале 21 века мода хоть как-то определяла принадлежность к полу. Если мы видели, что идет невинное создание, одетое в юбочку, платье или даже брючки (джинсы) со стразами и в футболку в цветочек, то понимали, что это – девочка. А если футболка с машинкой и джинсы без украшений – то это явно мальчик.
Сегодня я, если честно, теряюсь иной раз в догадках, кто топает мне навстречу или сидит в коляске у мамы – мальчишечка или девчушка. Ну, прямо как в 19 веке – малышей до 2 лет очень трудно стало различать! Мало того, что волосы мальчикам стали отпускать длинные и носят они яркие маечки и узкие джинсики, а девочек стричь коротко и одевать в брючки стиля «милитари», так еще и непонятно иной раз бывает вообще, кто и во что одет.
Нет, я не хочу сказать, что современная детская мода вся плоха. Есть просто великолепные тенденции и образы, где девочка – это девочка в яркой, стильной одежде, создающей женственный образ, а мальчики – просто копия пап мужественных и брутальных.
Но согласитесь, иногда на деток надевают такое невразумительное, что даже не ясно, ЧТО перед нами.
Нет, тот факт, что девочка сегодня носят брюки, не говорит о том, что это плохо и из нее не вырастет настоящая женщина. Но многие специалисты в области социологии и психологии считают, что гендерные стилистические функции, присущие некоторым предметам одежды, бывают настолько сильными, что затмевают (или даже стирают) биологическое тело, которое находится под ним. Если девочка постоянно носит только брюки, то со временем это для нее становится не только стилем в одежде, но и стилем жизни, где она отводит себе роль доминанта в семье. Штаны – это чисто мужской стереотип поведения. Поэтому если одевать девочкам в нежном возрасте штанишки пореже, они не будут расти «пацанками» с характерными для этой роли замашками будущей феминистки, а начнут формироваться в маленьких леди из которых потом получатся женственные и привлекательные создания.
Тело и одежда должны быть едины. И если тело – женское, то и одежда должна показывать принадлежность к женскому полу, а если это – мужчина (или даже пусть будущий мужчина), то и одежда должна быть соответствующей – выражать мускулистость. Иначе гендерность будет стерта напрочь, и как тогда воспитать в мальчике мужественность, если он будет одет, например, вот так?
А из девочки вряд ли получится леди, если она будет носить постоянно вот такую одежду.
Представления о женственности и мужественности – это не только половые различия, это еще и сексуальность. И то, как мы сегодня одеваем детей, отразится на их представлении о сексуальности. На то, как они будут воспринимать (или не воспринимать) противоположный пол. Ведь именно одежда несет в себе гендерный код, который помогает отличить мальчика от девочки. И это говорю не я, а многие психологи во всем мире. А унисекс, который диктует современная мода, и детская в том числе, вряд ли поможет последующим поколениям долго оставаться представителями двуполой цивилизации.