Когда малыши начинают осознанно улыбаться и агукать?

Одними из первых показателей развития малыша можно назвать улыбки и агуканье мимическое и голосовое выражение его хорошего настроения. Родители с нетерпением ждут их не только как признаков правильного развития, но и как проявления нежности в ответ на появление родителей. Когда наш ребенок начинает улыбаться и агукать, чаще всего мы это именно так и расцениваем. Однако здесь не все так просто.

Младенец улыбается

От первой улыбки до осознанной

Первая улыбка новорожденного, пожалуй, самая главная радость для его родителей, которые пристально наблюдают за ним, ожидая этого чуда. И многие уверяют, что малыш одаривает их улыбкой уже в первую неделю жизни. Однако такую улыбку вызывают неосознанные, рефлекторные движения мышц, чаще всего происходящее во сне. Для того чтобы это произошло осознанно, крохе нужно научиться задействовать более 15 мышц.

Поэтому в первую неделю назвать улыбку крохи осознанной нельзя. Сейчас он улыбается не потому, что увидел маму или услышал что-то забавное. Просто ему комфортно, сухо, тепло и сытно. Такая рефлекторная улыбка – лишь сигнал, что у малютки все хорошо. Малыш начинает улыбаться сознательно после того, как научился распознавать эмоции родителей. А для этого его мозг должен проделать непростую работу. Нервные импульсы передаются в нужный отдел мозга, вызывая ответную улыбку. Происходит это примерно в 4–8 недель от рождения.

Теперь ребенок будет осознанно стараться привлечь к себе внимание папы или мамы улыбкой. А получив от них ответную реакцию, будет улыбаться все чаще, все продолжительнее. Это и означает, что кроха из периода новорожденности переходит на новый этап развития: младенчество.

Кроха начинает улыбаться в ответ на определенные явления:

  • лица родных, их голос, мимику,
  • колыбельную, ласковые слова, хлопки в ладоши,
  • появление ярких игрушек,
  • приятные тактильные ощущения.

Это называют комплексом оживления, который начинает проявляться на втором месяце жизни малютки.

Ребенок агукает

Маленькие «агушки»

Голосовые реакции кроха начинает проявлять на втором месяце. Они выражаются несложными для произношения гласными: «а», «о», «е», «у». Затем появляются их комбинации, добавляются первые согласные («к», «х», «г»). На этом этапе развитие речи идет без участия губ и языка – только при помощи гортани. Сейчас такой способ ребенку наиболее доступен. Именно гортанным звукоизвлечением объясняется появление первого «агу». Первоначально малыш начинает агукать «сам с собой»: в полной тишине, находясь в хорошем расположении, пытаясь повторить окружающие звуки. Так он учится понимать свой новый навык, привыкает к нему. Чуть позже дети говорят «агу», пытаясь найти ему применение: в ответ на появление знакомого лица (особенно если взрослый при этом что-то произносит). Постепенно кроха учится разным способам агуканья: издает звуки мягко или резко, протяжно или отрывисто, чередует разные освоенные звуки.

Вскоре он понимает, что это неплохой и пока единственный доступный ему способ речевого взаимодействия со взрослыми, поэтому начинает активно использовать свои «агушки», чтобы вовлечь маму или папу в задушевную «беседу».

Однако здесь следует помнить, что потребность в близком общении с родными малыши удовлетворяют только тогда, когда удовлетворены потребности физиологические. Поэтому малютка будет активно говорить «агу», когда он сыт, спокоен, ему тепло, удобно, у него сухие пеленки и не болит животик.

Поддержание таких «разговоров» важный этап речевого развития младенца. Поэтому всегда отвечайте на призыв своего чада к общению. Повторяйте его «напевы», интонируйте. Это позволит ему быстрее понять, что его речевой навык можно использовать для общения. Радуйтесь его речевым проявлениям на этом этапе, ведь он так непродолжителен: всего через 4–5 недель ваш карапуз будет пробовать себя в гулении – общий уровень развития слуха, зрения и речевого аппарата подтолкнут его к этому. И «агушки» останутся лишь приятным воспоминанием.

Ребенок на руках у мамы

Если нет улыбок и «агушек»

Обычно к 3 месяцам даже самые «серьезные» детки начинают дарить родителям улыбки. Но иногда этого не происходит. Почему? Взрослым стоит не просто задать этот вопрос себе. Лучше внепланово посетить педиатра. Ведь причины отсутствия улыбки могут быть куда серьезнее, чем нам кажется:

  • патологии развития шейного отдела позвоночника (при этом кроха не держит голову),
  • отклонения в развитии центральной нервной системы (неврологические проблемы),
  • психические заболевания (самое серьезное из них – аутизм),
  • генетические болезни.

Точно так же отсутствие агуканья в 3 месяца должно стать поводом для беспокойства. Возможно, педиатр успокоит родителей: малыш развивается в своем ритме, у него все в порядке. А возможно, обнаружатся серьезные вещи, такие как:

  • глухота или глухонемота,
  • синдром Дауна,
  • аутизм,
  • травмы мозга,
  • патологии нервной системы,
  • мутизм.

При наличии проблем чаще всего отсутствие речи или улыбки сопровождается другой красноречивой симптоматикой:

  • ребенок не реагирует на звуки или движущиеся перед глазами предметы,
  • не откликается на ласку родителей,
  • часто подолгу плачет, у него синеет носогубный треугольник,
  • запрокидывает голову назад, напряженно выгибается,
  • долго косит глазами (в возрасте 3 месяца в норме это должно полностью пройти).

Чем раньше будут диагностированы отклонения, тем больше шансов если не излечить их полностью, то максимально снизить их проявления, дав возможность малышу развиваться психологически и эмоционально.

Папа поднимает смеющегося малыша

Важен стимул

При нормальном развитии ребенка взрослые могут стимулировать его речевые и эмоциональные навыки. Активный контакт с родителями поможет карапузу научиться правильной реакции на различные внешние явления, выражению своих эмоций, удовлетворению потребности в общении с родными.

Как же помочь крохе быстрее освоить улыбки и агуканье? Это вполне можно сделать, следуя простым советам.

  • Создавайте нужные условия для развития этих навыков. Крохе важно быть сытым, сухим, вовремя гулять и спать. Также ему необходим контакт с мамой: его нужно часто брать на руки, делать массаж (особенно ладошек), гимнастику, ласково поглаживать. Это непременно вызовет у малыша ответные положительные эмоции.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком: комментируйте все, что вы делаете, что происходит вокруг. Важно уже на этом этапе окружить его активной речевой средой. Так он не только привыкнет к тому, что речь – средство общения, но и сам намного быстрее будет осваивать этот навык.
  • Обеспечьте малышу позитив. Говорите ласковым голосом, часто рассказывайте веселые потешки, сопровождая их эмоциями, всегда улыбайтесь, обращаясь к малышу.
  • Отвечайте, когда ребенок «говорит» с вами. Повторяйте вместе с ним звуки, которые он произносит, добавляйте новые, артикулируя медленно и утрированно. Давайте ему возможность «выговориться», а затем отвечайте.

Улыбки и агуканье – первые проявления психоэмоционального и речевого развития детей. Поэтому так важно способствовать их своевременному появлению и совершенствованию, окружая кроху любовью, вниманием и заботой. Так малыш подготовится к освоению все более сложных навыков, которых на пути к первому юбилею будет невероятно много.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: