Особенности развития ребенка в 1 год, основные навыки

Воспитание ребенка – важное и ответственное дело, особенно для молодых родителей, которые не обладают необходимым опытом. Чаще всего им сложно понять, соответствует ли их кроха нормам развития. Например, что должен уметь делать ребенок в 1 год? По каким критериям оценивать его навыки? Отметим, что каждый малыш индивидуален, поэтому четко выделенных стандартов нет и быть не может, но есть определенные нормы, которые для данного возраста являются обязательными. И если ребенок большинству из них не соответствует, то это повод посетить специалиста и разобраться в проблеме.

Годовалый ребенок

Развитие речи

В первый год жизни малыш прошел путь от крика к лепету, в его речи появилось даже несколько звукосочетаний, обладающих определенным смыслом и понятных родителям. А в возрасте одного года большинство детей произнесут свое первое осознанное слово.

Специалисты отмечают, что дети этого возраста должны обладать следующими речевыми навыками:

  • реагировать на речь взрослого и по интонации угадывать его настроение,
  • уметь произносить от 5 до 10 несложных слов, нередко сокращая их (например, «кися» вместо «кошка»), но понимая смысл,
  • в речи постепенно появляется все большее число звуков, ребенок с легкостью повторяет за взрослым различные слоги,
  • ребенок в состоянии выполнить простую просьбу родителей, особенно если она сопровождена понятным жестом (например, мама говорит «дай мяч» и указывает на него пальцем),
  • малыш реагирует на собственное имя, то есть соотносит себя и определенный набор звуков,
  • он знает слово «нет» и понимает, что оно означает запрет, отказ.

Родителям в этот период следует активно читать ребенку простые стишки и сказки, беседовать с ним. Речь мам и пап должна звучать правильно, быть примером для ребенка.

Ребенок учится ходить

Особенности физического развития

Развитие ребенка в 1 год проходит стремительными темпами, малыш буквально каждый день учится чему-то новому, поражая родителей своими способностями. При этом каждый ребенок уникален и развивается с присущей только ему скоростью.

На основе работы с большим количеством детей специалисты выявили некоторые особенности физического развития в этом возрасте.

  • Средний вес – от 8,9 до 9,5 кг, но мальчики иногда достигают и 12 кг.
  • Рост девочек – 69-79 см, мальчиков – 70-80 см.
  • Средняя окружность головы – 45 см.
  • Окружность грудной клетки – 48,6 см.

Таковы средние параметры, незначительное отклонение от них не должно вызывать беспокойство. Однако если однолетка серьезно отстает от показателей физического развития, то необходимо посетить педиатра.

Ребенок играет с пластиковой посудой

Основные умения

Родителей интересует, что должен уметь ребенок, которому уже исполнилось 12 месяцев. Список довольно обширен.

  • Большая часть малышей этого возраста в состоянии ходить самостоятельно, но допустимо также умение перемещаться исключительно на четвереньках.
  • Дети способны уместить в одной руке одновременно два различных небольших по размеру предмета. Могут перемещать предметы с одного места на другое.
  • Уверенно сидят без помощи мам и пап.
  • Могут сесть на корточки и подняться без участия родителей.
  • Способны лазать по лестнице вниз и вверх.
  • Смогут построить башню из кубиков в процессе игры, собрать пирамидку из 3-4 крупных колец.
  • Пританцовывать, выполнять несложные движения в такт заводной музыке.
  • Многие крохи могут без проблем кушать с ложки, пить из чашки, некоторые даже пытаются заполучить столовый прибор у родителей и есть полностью самостоятельно.

Малышам свойственно стремление к повышенной активности, они радуются каждому движению, не сидят на месте. Поэтому вялость и пассивность крохи должна стать сигналом для родителей – возможно, он заболел.

Ребенок измазал лицо красками

Восприятие

Ребенок, которому исполнился годик, начинает активно познавать окружающий мир, в этот период происходит совершенствование его мышления и восприятия. Вот почему родителям следует подготовить различные игрушки, играя с которыми, малыш будет делать для себя маленькие открытия. Очень интересны ему сейчас и практические навыки: некоторые дети пытаются сами пользоваться ложкой, отталкивая руку родителей. Именно сейчас малыши начинают группировать предметы по признаку – например, понимают, чем отличаются посуда и мебель.

Для детей 1 года свойственна повышенная эмоциональность, поэтому малыши часто плачут, вызывая у родителей недовольство. Следует помнить, что это специфика возраста и нервной системы, и не ругать малыша.

Годовалый ребенок играет на полу

Внимание и память

Первый год жизни является очень важным для ребенка: его внимание, мышление и память подвержены серьезным изменениям. В 12 месяцев малыш становится все более самостоятельным, он умеет ориентироваться в квартире, знает, где лежат его игрушки, где расположена входная дверь. Также он узнает людей – уже не только маму и папу, но и дедушек с бабушками, даже маминых подруг и других мам, с которыми приходилось встречаться во время прогулок. Мозг ребенка постепенно накапливает информацию об окружающем мире, вот почему специалисты советуют беседовать с ним, рассказывать об окружающих предметах, даже если это кажется бесполезным, ведь ребенок все равно большую часть информации не поймет. На самом деле это очень помогает развитию его мышления и когнитивной сферы.

Внимание однолетки носит непроизвольный характер. Он не может длительное время играть с одной игрушкой – через 10 минут даже самое яркое и необычное развлечение потеряет для него всякую ценность. Однако постепенно способность ребенка концентрироваться будет совершенствоваться.

Если ребенок не обращает внимания на какую-либо игрушку, не стоит принуждать его, с возрастом интерес появится. Если же ребенка заставлять насильно, то возникнет лишь негативная реакция.

Годовалый ребенок держит баклажан

Эмоциональное развитие

Дети, которым уже исполнился годик, начинают выражать эмоции не только при помощи плача, но и используя мимику и различные звуки. Именно сейчас кроха начинает целовать маму, папу, любимые игрушки. Поэтому само его поведение становится более понятным для родителей, которым теперь гораздо проще определить, чего же он хочет. Нередко годовалый малыш начинает подражать взрослым, копируя их мимику и жесты.

Ребенок испытывает радость, когда получает в подарок новое развлечение, когда папа возвращается вечером домой. В этом случае он смеется. Но он понимает отказ и может расплакаться, услышав слово «нет».

Малыш уже умеет реагировать на несложные просьбы мамы: «покажи кису», «дай маме лялю».

Ребенок строит башенку

Игры

Для развития речи малыша в 1 год следует разговаривать с ним, регулярно читать потешки, стишки, предлагать повторить несколько слов из прочитанного. Когда какой-либо текст хорошо запомнится, можно попросить кроху закончить предложение. Например: родитель читает «тень-тень», ребенок пытается произнести «на плетень». Это и поможет развитию речи, и будет формировать мышление ребенка.

Очень полезны пальчиковые и жестовые игры, которые одновременно тренируют мелкую моторику и способствуют развитию навыков речи. Поэтому необходимо делать пальчиковый массаж, надевать на пальцы малыша специальных кукол и помогать ему показывать простейшие сценки.

Жестовые игры отличаются многообразием.

  • Взрослый задает вопрос – «Сколько тебе лет»? и помогает малышу показать пальчик – «Один годик»!
  • Спрашивает «А где твоя мама?» и помогает ребенку вытянуть палец вперед и указать на мать.
  • Интересуется «А как твои дела?» малыш выпрямляет большой палец и направляет его вверх.

Не менее важно в этот период работать над расширением пассивного словарного запаса ребенка, поэтому мамам во время прогулок следует называть ребенку как можно больше предметов окружающего мира – постепенно они отложатся у него в памяти. Так же действовать нужно и дома, например, совершив покупки, рассказать ребенку все, что приобрели: это капуста, это свекла.

Важное значение имеют развивающие игры, которые помогут ребенку улучшить свои умения и навыки. Можно предложить ему порисовать красками и кистью на бумаге или же раскрасить готовую картинку. Не стоит ругать малыша, если он перепутает цвета, гораздо важнее то, что он совершенствует мелкую моторику и получает удовольствие.

Вместе с мамой ребенок, которому только исполнился годик, может бросать или ловить мяч, кормить куклу, катать машинку, укладывать игрушки спать. Задача родителя – следить за тем, чтобы в ходе игровой деятельности кроха случайно не пострадал.

Чтобы годовалый малыш чувствовал себя счастливым, важно подобрать для него игрушки, соответствующие возрасту. Дети очень любят копировать взрослых, поэтому такие развлечения, как посуда, телефон с крупными кнопками, куклы, мебель, будут интересны девочкам, а паровозики, машинки порадуют мальчиков. Также в арсенале должны быть и развивающие игрушки: кубики, пирамидки, матрешки.

Малыш учится ходить

Рекомендации родителям

Ребенок, которому уже исполнилось 12 месяцев, должен говорить до 10 слов, но необходимо уже сейчас работать над развитием его словарного запаса. Будут полезны упражнения по называнию различных знакомых малышу предметов: родитель указывает на предмет (например, на стул) и спрашивает: «Что это?», ребенок пытается ответить, он может сказать правильно или же предложить комбинацию звуков, приближенную к слову стул. А может растеряться и не ответить вовсе. Далее мама или папа подводят итог «Это стул». Слово повторяется несколько раз.

Не стоит ожидать того, что если ребенку годик, то он быстро все запомнит и будет употребляться в речи новые слова. Это случится гораздо позднее, но важность работы над пассивным словарным запасом этот факт не отменяет. Кроме того, слушая правильную речь родителей, малыши постепенно начинают понимать, как им самим следует произносить звуки.

В 12 месяцев и позднее дети начинают активно проявлять интерес к бытовым навыкам, поэтому в игровой форме можно начать приучать малыша к горшку, учить мыть руки, умываться. Все это должно проходить под полным контролем взрослых. Специфика возраста такова, что ребенку следует предоставить больше свободы, поэтому мамам нужно как можно реже носить сына или дочку на руках, давая возможность ползать по полу, изучать комнату. Это поможет как физическому, так и интеллектуальному развитию крохи.

Если ребенок не ходит, а ползает, родителям важно научить его столь важному для дальнейшей жизни навыку. Сначала ребенок учится вставать. Для этого мама помещает его любимую игрушку на такую высоту, дотянуться до которой можно лишь стоя. Затем, когда малыш научится стоять уверенно, следует расставить на такой же высоте несколько игрушек, чтобы он начал перемещаться от одной точки к другой, делая первые шаги.

От мамы сейчас требуется твердость – если ребенок упал и заплакал, не стоит сразу бежать к нему, жалеть и помогать. Надо дать некоторое время, чтобы он мог подняться самостоятельно. Но если ребенок не справляется, помочь надо непременно и отложить тренировку на день.

Первый год жизни – важнейший этап в развитии малыша. Сейчас для него особое значение имеет эмоциональное общение с родителями, познание мира при помощи рассказов мамы и специальных игр, получение простейших навыков самообслуживания. Однако дети могут оказаться излишне эмоциональными, постоянно плакать, поэтому родителям предстоит пережить непростой период. Главное сейчас – проявить терпение, быть заботливыми и внимательными, тогда вознаграждением станет гармоничное развитие сына или дочери.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: