Работа с детьми требует от педагога высокой степени подготовленности, тем более, если речь идёт о взаимодействии с дошкольниками первой младшей группы (1,5–3 года), которые только адаптируются к детскому саду. В связи с этим возрастает роль организующего начала при осуществлении учебно-воспитательной деятельности. Решить эту задачу помогает составление планирования, то есть модели педагогического сотрудничества всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Остановимся на некоторых особенностях создания комплексного и календарно-тематического планов для первой младшей группы.
Планирование: что это и зачем
Осуществление рабочей программы, по которой работает детский сад, происходит в рамках планирования, распределяющего содержание образования между часами (днями, неделями) на его реализацию. При этом степень детализации образовательного процесса отражается в разных видах планов, которые можно представить в виде системы от общего к частному:
- наиболее общий вид планирования, дающий цельное представление о распределении часов между темами по разным образовательным областям (познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, игровой, направленной на физическое развитие) – перспективное,
- план, группирующий темы по часам на неделю по всем видам деятельности отдельно, называется календарным,
- для определения характера работы в рамках изучения каждой из тем программы по всем видам непосредственно образовательной деятельности отдельно, составляется календарно-тематический план (к примеру, по развитию речи, по рисованию, по музыке и т.д.),
- для группировки тем по образовательным направлениям с описанием характера работы по разным видам деятельности прописывается блочное планирование (например, в изучение блока «Мир домашних животных» входят такие темы, как «Трава для коровушки», «Кошка», «Лошадь» и др.),
- для обозначения содержания каждого из видов деятельности в разных образовательных областях по одной теме создаётся комплексно-тематический план,
- наиболее частный вид планирования, который составляется на каждый день и включает перечень видов деятельности на этапах ознакомления, отработки и закрепления материала по разным образовательным направлениям, называется ежедневным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственно «руководством к действию» для педагога является именно ежедневный план. При этом он составляется на основе календарно-тематического, распределяющего изучение темы по часам, и комплексного, разбивающего её содержание по видам деятельности в разных направлениях образования.
Это интересно. Педагог несёт личную ответственность за подготовку планирования работы группы. Контроль составления и выполнения планов остаётся за старшим воспитателем, методистом и руководителем ДОУ.
Таблица: цели и задачи календарно-тематического и перспективного планов в первой младшей группе
Вид планирования | Цели | Задачи |
Календарно-тематическое |
|
|
Комплексное |
|
|
Объекты календарно-тематического и комплексного планирования в первой младшей группе
Календарно-тематический план, по сути, регламентирует последовательность рассмотрения тем в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть в первой младшей группе составляется для занятий по:
- развитию речи,
- физическому воспитанию,
- музыке,
- изобразительному искусству (в первой младшей группе в этот блок занятий входят элементы рисования, лепки и аппликации, а начиная со второй младшей группы эти уроки планируются отдельно),
- ознакомлению с природным окружением,
- чтению художественной литературы.
Объектами комплексного плана будут:
- совместная деятельность (детей, педагога и родителей, к примеру, для ускорения привыкания малыша к утреннему расставанию с мамой, и воспитатель, и родители говорят малышу, что мама идёт на работу, даже если это не соответствует реальной ситуации),
- нерегламентированная деятельность, то есть элементы образовательного процесса, которые представлены во взаимодействии с детьми ситуативно, например, объяснение основ безопасности жизни, носящее прецедентный характер, может стать актуальным не на улице, а во время сбора в группе, когда малыш случайно прищемил дверью палец,
- адаптационный период, то есть время, отведённое на привыкание малыша к детскому саду (при этом непосредственно образовательная деятельность планируется в соответствии с перспективным планом на учебный год),
- досуговая деятельность (план мероприятий по временам года, например, «Новогодний утренник», «Праздник мам» и др.),
- предметная деятельность, то есть наполнение предметно-развивающей среды в группе в зависимости от темы и этапа образовательного процесса (если в начале года в игрушках преобладают пирамидки, то к концу к ним добавляются разные виды кубиков, в том числе и с цифрами).
Методические приёмы, используемые в планах
Данный вопрос уместно рассматривать с позиции составления календарно-тематического плана, в котором указывается общий перечень приёмов в работе, в отличие от комплексного, где цель перечислить виды деятельности, а не уточнить способы взаимодействия в них на отдельных занятиях. Итак, при составлении плана педагог комбинирует приёмы четырёх групп:
- речевые,
- наглядные,
- практические,
- игровые.
Рассмотрим конкретные варианты их реализации.
Группа речевых способов взаимодействия
В первой младшей группе дети только осваивают речь, поэтому для них ключевое значение имеет восприятие речи взрослых. Это помогает не только переводить пассивный словарный запас в активный, то есть начинать строить собственные высказывания, но и получать элементарные представления о согласовании слов в словосочетаниях и простых предложениях. Речевые приёмы сопровождают все (!) виды деятельности малышей.
Объяснение
Любое действие, понятие должно растолковываться детям. При этом важно делать это на доступном для их понимания уровне. Поэтому объяснение необходимо:
- выстраивать на основе понятных малышам слов,
- активно сопровождать жестами (например, мытьё рук и умывание предваряется не только сообщением о намерении, но и движениями, иллюстрирующими эти гигиенические процедуры),
- систематически повторять, используя по возможности одинаковый набор речевых средств (к примеру, на занятии по рисованию каждый раз педагог должен повторять алгоритм работы с красками и кисточками или с карандашами).
Беседа
В первой младшей группе этот методический приём используется фрагментарно, так как малыши ещё не могут внятно формулировать свои мысли. Тем не менее отказываться от беседы по вопросам, не требующим развёрнутых ответов, не стоит. Например, перед началом любого занятия, воспитатель спрашивает у детей, какое у них настроение, готовы ли они поиграть — поработать и т.д.
Это интересно. Беседа в первой младшей группе активно используется при взаимодействии с родителями, которые в такой форме общения узнают об особенностях возраста своих малышей, задают волнующие их вопросы и т.д.
Загадки
В 1,5–3 года у малышей ещё недостаточно личного опыта, чтобы работать с загадками по теме на этапе начала изучения темы.
- Всех круглее и краснее, Он в салатах всех вкуснее. И ребята с давних пор Очень любят…(помидор),
- Растут на грядке Зелёные ребятки. Удалые молодцы, И зовут их… (огурцы),
- Фрукт похож на неваляшку. Носит жёлтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала…(груша),
- Сверху шкурка золотая, В центре косточка большая. Что за фрукт? — Вот вам вопрос. Это сладкий…(абрикос).
Очень важно для младшего дошкольного возраста подбирать загадки с ответом по рифме — это даст возможность ребятам дать ответ, уловив ритмику рифмовки, что «спасёт», если собственного опыта для отгадывания не хватает.
Стихотворения
Ещё один важный словесный приём, который очень нравится малышам. Стихотворения представляют собой отличную основу для освоения речи: повторяющиеся рифмованные строки дети легко запоминают и начинают повторять, что способствует скорейшему освоению речевого навыка. Выбор рифмовок должен опираться на принципы:
- краткости (длиннее 4–6 строк стихотворения не сгруппируют, а, наоборот, рассредоточат ребят),
- соответствия теме (не стоит забывать о том, что вся подборка приёмов направлена на раскрытие темы плана),
- доступности (в стихотворении должны быть понятные детям слова и не слишком нагромождённые предложения).
- В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире.
Сказки
Чтение
Приём, который в младшей группе используется не слишком широко: в основном весь материал педагог рассказывает, а не зачитывает. Это касается и сказок, и стихотворений, и загадок. Но приобщать малышей к чтению нужно всеми доступными способами, поэтому стоит демонстрировать образец обращения с книгой. Например, зачитывая потешки, описания некоторых героев, их домиков и пр.
Чистоговорки
Развитие речи — одна из ключевых целей образовательного процесса в первой младшей группе. И важен не только сам факт освоения этого навыка, но и его качество. Реализовать эти задачи помогают чистоговорки, которые могут быть элементом физкультпауз на занятиях, а также отрабатываться при выполнении режимных моментов, например, перед сборами на прогулку, перед обедом и т.д.:
- От-от-от — полосатый кот. Та-та-та — увидели кота. Ту-ту-ту — подошли к коту.
- Уп-уп-уп — мама варит суп.
- Жу-жу-жу — как-то ёж пришёл к ужу.
Наглядные приёмы при составлении планирования
У детей младшего дошкольного возраста образно-действенный способ восприятия мира. Иными словами, малышам важно видеть и щупать окружающие предметы. И первое, и второе находится в ведении предметно-развивающей среды. Среди продуктивных наглядных приёмов можно выделить:
- картинки (обязательный элемент наглядности в любом виде деятельности малышей), иллюстрирующие сюжет сказок, словесное описание какого-либо явления или понятия, порядок выполнения игровых действий и пр.,
- демонстрацию как способ презентовать выполнение задания своим примером (например, перед выполнением рисунка «Одуванчики» сначала воспитатель делает мазки жёлтой краской на листе, а затем дети повторяют это на своих экземплярах),
- показ (речь идёт о презентациях, видеороликах по теме).
Видео: пример использования приёма показа — учим названия продуктов питания с детьми
Практические приёмы
Для использования этой группы методических приёмов необходима определённая база, опыт, на который малыши могут опираться. Но поскольку в 1,5–3 года говорить о такой основе рано, практические приёмы осваиваются в виде нового материала, то есть дети учатся держать карандаш, располагать лист бумаги на столе так, чтобы было удобно делать рисунок и т.д. В итоге малыши приходят к сути задания, например, нарисовать мячик. Таким же образом, кроме рисования, в календарно-тематический план педагог включает:
- аппликацию,
- лепку.
Это интересно. Со второго полугодия, если общий уровень развития малышей позволяет, могут вводиться элементы конструирования, а также выполнения объёмных поделок, например, с привлечением природных материалов.
Наблюдение
Пополнение опыта невозможно без собственно опытной деятельности. То есть дети должны наблюдать, запоминать. Это вид активности в первой младшей группе практикуется на прогулках, реже — в группе, для знакомства с миром природы.
Таблица: примеры наблюдений в первой младшей группе
Что выступает объектом наблюдения | Цели | Содержание |
Кормление птиц |
| Педагог насыпает в кормушки корм, дети смотрят за тем, как голуби, синицы, воробьи едят, попутно отмечая, что корм достаётся проворным, быстрым, смелым. |
Дождь | Познакомиться с природным явлением. | Дети в дождливую погоду наблюдают за каплями дождя из окна. Педагог предлагает послушать шум от падающих капель и подумать, это весёлый дождь или грустный. |
Листопад |
| Дети рассматривают осенние листья, сравнивают их по размеру, форме, цвету и приходят к выводу о том, что с одного дерева падают листья одной формы, но разного размера и цвета. |
Группа игровых приёмов
Как уже отмечалось, в работе с младшими дошкольниками все виды деятельности представляются в форме игры. При этом педагог включает в календарно-тематический план три разновидности игр. Остановимся чуть детальнее на каждой из них.
Игры дидактического содержания
Включение этого вида игр в календарно-тематический план может быть и на этапе знакомства с темой, и на стадии её отработки, закрепления.
Таблица: примеры дидактических игр в календарно-тематическом плане для первой младшей группы
Вид обучающей игры | Название | Целевые ориентиры | Содержание игровых действий |
Логическая | «Суп и компот» |
| Дети собирают муляжи фруктов и овощей по разным корзинкам, чтобы из овощей сварить суп, а из фруктов — компот. |
Речевая | «Кто в домике живёт» |
| Педагог показывает картинку с изображением животного, дети имитируют звуки, которые этот представитель фауны издаёт. Например, кошка – «мяу», собака – «гав», корова – «муу» и т.п. |
Музыкальная | «Солнышко и дождик» |
| Педагог ставит разные музыкальные отрывки (классического образца или современной инструментальной музыки) и показывает картинки с изображением разных состояний природы. Дети с помощью взрослого соотносят музыку и иллюстрацию. |
Сенсорная | «Листочки от Гномика» | Учиться различать цвета. | Педагог показывает игрушку-гнома, который «принёс» листочки, чтобы показать ребятам, но перепутал названия цветов. Малыши должны помочь персонажу разобраться, где какой цвет. |
Настольно-печатная | «Что в доме?» |
| Дети получают карточки с изображением разных комнат (гостиной, кухни, ванной) и картинки с изображением бытовых приборов (телевизор, микроволновка, холодильник, фен, стиральная машинка и др.). Задача назвать прибор и определить его в подходящую комнату. Обратите внимание, что могут быть варианты: например, стиральная машина может быть и в ванной, и на кухне. Этот момент детям надо оговорить. |
Игры с предметами | Этот вид игр в первой младшей группе носит, скорее, характер сюжетно-ролевых постановок, в которых игрушки выступают своего рода образцами того или иного способа действия. С помощью этого вида игр можно, например, отработать порядок одевания на улицу и раздевания по возвращении, а также последовательность мытья рук или умывания. |
Игры подвижного характера
Потребность в двигательной активности маленьких детей нуждается в удовлетворении. Поэтому подвижные игры являются обязательным приёмом, который включается в календарно-тематический план.
Таблица: примеры подвижных игр в календарно-тематическом плане для первой младшей группы
Что отрабатывается | Название игры | Целевые ориентиры | Суть игры |
Бег в разных направлениях, прыжки | «Догони зайчика» |
| Педагог делает блики с помощью зеркала на площадке, а дети догоняют солнечного зайчика, стараясь схватить его. |
Пространственное ориентирование | «Колокольчик» |
| Педагог звонит в колокольчик, быстро прячет за спину, дети имитируют звон «динь-динь». Взрослый бежит в противоположную сторону площадки, дети бегут к нему. Тот, кто прибежал первым, звонит в колокольчик. Важно: каждый малыш должен получить возможность позвонить. |
Формирование ощущения равновесия | «По ровненькой дорожке» |
| Дети шагают по массажным коврикам. Педагог говорит, как меняется характер бега, дети выполняют: бегут на месте, прыгают, приседают и т.д. |
Развитие внимания | «Найди свою пару» |
| Каждый участник получает флажок определённого цвета. По сигналу педагога дети бегают в разных направлениях по площадке. После того как малыши слышат условный звук, они должны найти себе пару — участника с флажком такого же цвета. |
Отработка навыка лазанья, ползанья | «Доберись до мяча» |
| На одной стороне площадке располагается корзина-сетка для мячей, на середине участка стоит дуга, за которой находится мяч. Задача ребёнка проползти под аркой, взять мяч и забросить в сетку. |
Тренировка ловкости | «Через ручеёк» |
| На расстоянии двух метров на площадке располагаются два шнура – «берега» ручейка. Между ними — дощечки. Дети должны по дощечкам, перепрыгивая, перешагивая, перебраться с одного «берега» на другой. |
Группа театрализованных игр
С помощью включения этого вида игр в календарно-тематический план, дети не только раскрепощаются, развивают свои творческие способности, но и отрабатывают социально-коммуникативные навыки, то есть развивают речь и учатся общаться друг с другом.
Таблица: примеры театрализованных игр в календарно-тематическом плане для первой младшей группы
Вид театрализации | Суть игровых действий | Примеры |
Сюжетно-ролевые игры | Малыши, опираясь на свой опыт, разыгрывают ситуации, с которыми сталкиваются в быту. | «У врача», «В магазине». |
Драматизации | Дети говорят и выполняют те действия, которые прописаны для их персонажа «режиссёром», то есть педагогом или самим ребёнком. | Участие в утренниках, постановках по мотивам прочитанных сказок и пр. |
Режиссёрские игры | В первой младшей группе дети в режиссёрских играх сами только придумывают движения своим героям, содержание же игры определяет педагог. | Малыши учатся разыгрывать хорошо известные им сюжеты (например, сказки «Репка», «Колобок»), используя для этого фигурки фланелеграфа. |
Пальчиковые игры | Обычно включаются в физкультпаузы на занятиях. Главное назначение пальчиковых игр состоит тренировке речевых центров, то есть важного этапа освоения речи. |
|
Правила оформления календарно-тематического и комплексного планирования в первой младшей группе
Существует пять правил составления планирования. Причём алгоритм единый для всех видов планов, отличается только пункт, где перечисляются элементы содержания планирования:
- первый лист (титульный) с указанием в виде аббревиатуры названия детского сада и его номера, программы, по которой ДОУ строит свою образовательную деятельность, ФИО воспитателей, работающих в группе, сроки реализации данного плана),
- список детей в группе с отметкой о дате рождения,
- расписание работы группы с указанием времени, отведённого на занятие тем или иным видом деятельности (непосредственная образовательная деятельность и режимные моменты),
- содержание плана (в календарно-тематическом это перечень тем по датам, описание форм и методов работы малышей с целями, оборудованием, а в перспективном это список видов деятельности по каждой из тем),
- пустой лист для заметок, которые может делать проверяющий документацию (обычно эти пометки остаются в ведении старшего воспитателя).
Это интересно. Иногда в календарно-тематический план включается графа с методическими источниками по теме.
Таблица: образец составления календарно-тематического плана по развитию речи в первой младшей группе (фрагменты)
Автор — Бондаренко Г.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край.
Дата | Тема недели | Тема занятия | Приёмы | Цели | Оборудование | Литература |
2.09. | «Я знакомлюсь с нашей группой» | «Путешествие по комнате» | Дидактическая игра «Кто как разговаривает» |
|
|
|
20.09 | «Сбор урожая» | «Скачет зайка» | Дидактическая игра «Собери корзинку» |
|
|
|
02.10 | «Я человек» | «Кукла в ванночке не плачет» | Д/игра «Что я сделала?» |
|
|
|
20.12 | «Вот как весело играем» | «Рождественские забавы» | подвижная игра «Зайчик и белочка», Д/игра: «Кто позвал?». |
| Игрушки (ёлочка, зайчик, белочка, волк, птичка, матрёшка, домик, кукла). | Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности», стр.99. |
Таблица: образец составления комплексного тематического плана в первой младшей группе (фрагменты)
Автор — Смирнова Е.В., Шиляева Е.В., воспитатели МКДОУ №7, г. Киров.
№ п/п | Тема, цель и задачи | Сроки проведения | Содержание работы |
1 | Тема «Здравствуй, детский сад!» «Детский сад — чудесный дом! Хорошо живётся в нём!» Цель: адаптировать детей к условиям детского сада. Задачи:
| Сентябрь 1–2 неделя (1 -11.09) |
|
3 | Тема «Осень, осень, в гости просим», «Осень — дворы опустели, наши улыбки стали грустнее» Цель: формирование элементарных представлений об осени. Задачи:
| Октябрь 1–2 неделя (1–16.10) |
|
Планирование в детском саду играет важную роль, которая заключается в организации выполнения образовательной программы. С помощью разных видов планов педагог может не только спроектировать ход учебно-воспитательного процесса, но и спрогнозировать его результаты исходя из динамики развития детей, а также уровня их возможностей. Из всех видов планирования наиболее детальным оказывается ежедневное, которое создаётся на основе календарно-тематического, распределяющего варианты взаимодействия с детьми в рамках отдельных занятий исходя из темы, а также с привлечением комплексного, описывающего содержание видов деятельности по разным занятиям, но в границах изучения одной темы.