Психологическая подготовка детей к школе и методы диагностики готовности ребенка

Необходимость психологической подготовки к школе очевидна как для педагогов, так и для родителей. Но далеко не всегда родители могут точно определить, что представляет собой такая подготовка и насколько их ребенок способен пройти проверку на готовность к поступлению в первый класс.

Первоклассницы Первоклассницы

Для чего проводится диагностика?

Диагностику готовности к школе проводят с 6-7 лет, когда дети посещают подготовительную группу детского сада. Цель тестирования — выявить возможные проблемы, чтобы успеть скорректировать их до школы. Многие ошибочно полагают, что задача психолога в работе со старшими дошкольниками — оценить умение малыша читать, писать и считать. Конечно, все это очень полезные навыки, но в данном случае не определяющие. Готовность к школе оценивается, прежде всего, степенью соответствия психологического портрета ребенка требованиям, предъявляемым к будущему первокласснику.

Специалисты выделяют три уровня психологической готовности к школе:

  1. интеллектуальный, подразумевающий цепкую память, развитую мелкую моторику, умение концентрироваться, аналитически мыслить, воспроизводить заданный образец,
  2. эмоциональный, предполагающий умение контролировать свое поведение и способность осознанно удерживать внимание на задании продолжительное время (около 15 минут до первого перерыва) — это так называемая эмоционально-волевая готовность ребенка к школе,
  3. социальный, выражающийся в понимании дошкольником своей причастности к коллективу, умении выстраивать поведение согласно общепринятым правилам и законам группы, готовности к роли ученика.

Девочки на приеме у школьного психологаДевочки на приеме у школьного психолога

Примеры тестовых заданий

Приступая к тестированию, психолог должен соблюдать следующие правила:

  • при знакомстве с ребенком важно установить хороший контакт,
  • задания следует подавать в форме игры,
  • необходимо эмоционально поддерживать ребенка, особенно если он замкнут и боится отвечать,
  • в любом случае следует похвалить малыша, сказать, что он хорошо справился с заданиями.

Ниже приведены основные тесты, используемые психологами для оценки подготовки детей к школе.

Ребенок раскрашивает рисунок восковыми мелкамиРебенок раскрашивает рисунок восковыми мелками

Диагностика моторно-зрительной готовности

При прохождении тестов, требующих задействования мелкой моторики, ребенок должен делать упор не на скорость выполнения, а на качество полученного результата.

Психолог может предложить следующие задания:

  • срисовать с предложенного образца геометрические фигуры, узоры различной сложности,
  • аккуратно обвести фигуру, постепенно расширяя или сужая радиус обводки,
  • раскрасить графический объект или заштриховать его различными типами линий по образцу,
  • вырезать по контуру из бумаги (здесь специалист обращает внимание не только на аккуратный вид получившейся геометрической фигуры, но и на то, насколько плавно ребенок орудовал ножницами в процессе),
  • повторить заданный узор из мозаики, спичек, других подручных материалов, соорудить небольшую постройку из кубиков или конструктора.

Подобные тесты дают специалисту представление не только об уровне развития мелкой моторики, но и об интеллектуальной зрелости ребенка, его умении воспроизводить образец, сосредоточиваться на задании.

Школьный психолог с девочкойШкольный психолог с девочкой

Диагностика логического мышления

Способность логически мыслить лежит в основе изучения каждого из предметов, с которыми первоклассникам предстоит познакомиться в школе. Как правило, к 6-7 годам дети уверенно справляются с заданиями на логику, предложенными им психологом:

  • назвать лишний предмет из подборки и объяснить свое решение. Для этого теста обычно используется несколько карточек с изображениями, например: стол, стул, кровать, комод, люстра,
  • восстановить перепутанную последовательность событий, расставив в нужном порядке несколько картинок (обычно не более 4), иллюстрирующих какую-либо законченную историю,
  • назвать общий признак для изображенных на карточке предметов, например: солнце, мяч и колесо — круглые, конфета, торт и мороженое — сладкие,
  • найти на предложенных картинках максимальное количество различий.

Подобные тесты показывают способность ребенка рассуждать, выстраивать логические цепочки, обобщать, классифицировать, замечать мелкие детали.

Шестилетняя девочка за партойШестилетняя девочка за партой

Диагностика общего и речевого развития

Речь отражает уровень развития человека в любом возрасте. Часто даже недолгий разговор с ребенком может дать психологу достаточно полное представление о готовности малыша к школьному обучению.

В первую очередь ребенку задаются вопросы, направленные на выявление общего запаса его знаний:

  • твое полное имя?
  • сколько тебе лет?
  • как зовут твоих родителей?
  • по какому адресу ты живешь?
  • какие времена года ты знаешь?
  • когда твой день рождения?
  • какие месяцы весны ты знаешь? (например, если из ответа на предыдущий вопрос ясно, что ребенок родился весной).

То, насколько ответы окажутся полными и развернутыми, а речь — правильной, уже послужит ценной информацией для специалиста. Оценить же языковую компетенцию дошкольника более детально помогут следующие задания:

  • Пересказ короткого текста — оценивается по количеству прослушиваний (не более двух), необходимости наводящих вопросов со стороны взрослого, наличия искажений смысла, нарушений логической структуры текста, сокращений.
  • Составление рассказа по предложенным картинкам — это задание очень популярно у детских психологов, так как оно органично совмещается с тестом на логическое мышление, в ходе которого ребенком была выстроена последовательность иллюстраций. Теперь по этим изображениям требуется составить связный рассказ. Здесь оцениваются логичность и точность описания, грамматическая правильность, необходимость наводящих вопросов или подсказок.

Не всегда родители согласны с выводами, сделанными психологом по результатам проведенных тестов. И дело не только в необъективности их оценки по отношению к собственному ребенку. Велика вероятность того, что малыш растеряется в непривычной обстановке, будет волноваться перед комиссией, но смысл диагностических мероприятий — в их комплексности. Оцениваются не только знания дошкольника, но и его умение мобилизоваться, преодолеть собственную нерешительность и показать себя с лучшей стороны. В школе эти навыки будут ему необходимы. Поэтому родителям стоит прислушаться к мнению специалиста и постараться выполнить его рекомендации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: