Для реализации образовательной миссии современного детского сада от педагогов требуется применение широкого спектра методических приёмов взаимодействия с детьми. Но среди новаторских интерактивных технологий обучения в смешанных группах не теряет своей актуальности речевой приём беседы. Остановимся на важных нюансах подготовки и проведения этого вида работы во второй младшей группе (дети 3–4 лет).
Суть приёма беседы
Беседа с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — это разновидность речевых способов взаимодействия, представляющая собой углублённую форму разговора со всей группой детей или индивидуально, используемую для детального раскрытия сути конкретного явления или объекта. Будучи диалогической формой разговора, беседа имеет вопросно-ответный характер.
Цели и задачи беседы во второй младшей группе
Любой элемент учебно-воспитательного процесса имеет триединую цель: познавательную, то есть обучающую, развивающую и воспитательную:
- расширяет кругозор малышей (к примеру, дети 3–4 лет узнают об опасностях, которые таят в себе привычные игрушки, такие как песок),
- стимулирует любознательность в познании окружающего мира, себя и других людей (например, малыши узнают самые интересные достопримечательности своего города),
- способствует речевому развитию (для детей второй младшей группы это очень важный аспект образования, так как именно в этом возрасте дети осваивают весь звукоряд языка, а также получают представление о грамматическом строе речи),
- воспитывает умение взаимодействовать в коллективе — и с детьми, и со взрослыми.
Учитывая то, что в 3–4 года происходит активное освоение речи, развивающие задачи беседы выходят на первый план:
- обогащение активного и пассивного словаря (в отличие от первой младшей группы, когда пополнялся в основном пассивный),
- развитие связной монологической и диалогической речи (дети не только отвечают на вопросы педагога, но и учатся поддерживать разговор на ту или иную тему друг с другом, например, выясняют правила обращения с книгой — то, чего не было в первой младшей группе),
- развитие умения систематизировать высказанные мысли (так, в процессе беседы на тему «К нам пришли гости», дети, называя слова-приветствия, формулы вежливости, составляют правила этикета при приёме гостей),
- формирование умения слушать и слышать собеседника (эта цель проходит сквозной линией через все годы обучения в ДОУ).
Классификация бесед во второй младшей группе
В зависимости от приоритетной цели беседы, а также места её проведения в процессе изучения конкретного материала, Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) выделяется несколько основополагающих принципов классификации бесед, ряд из которых применяется во второй младшей группе.
Это интересно. По критерию содержания выделяются этические и познавательные беседы, которые, по мнению большинства методистов, не практикуются во второй младшей группе. Этические — только со старшими дошкольниками, так как требуют определённого социального опыта детей, а познавательные вводятся в практику со второго полугодия средней группы из-за того, что они опираются на аналитически осмысленные имеющиеся знания. При этом элементы и одного, и другого вида бесед всё равно обязательно (!) присутствуют в разговорах с малышами.
Таблица: классификация бесед по различным критериям
Принцип классификации | Вид беседы | Цели | Примеры, образовательные задачи |
По обучающим целям | Вводная |
| «Далеко и близко» Задача: познакомиться с понятиями далеко и близко по отношению к себе |
Итоговая | Систематизировать, уточнить знания, полученные за довольно длительный отрезок учебного времени | «Одежда, обувь, головные уборы» Задача: закрепить знание предметов одежды и умение описывать их назначение | |
По количеству участников | Групповая |
| «Наши любимые сказки» Задачи:
|
Индивидуальная |
| «Будем вежливы друг с другом» Задача: формировать доброжелательное отношение к другим детям, а также воспитывать умение находить словесное разрешение конфликтов | |
По месту в учебно-воспитательном процессе | Утренняя |
| «Волшебные слова» Задача: учиться быть вежливыми, здороваться, говорить слова благодарности, прощаться |
Ситуативная | Обсудить возникшую ситуацию (конфликтную, например, когда мальчики обижают девочек и наоборот) или увиденное, услышанное в процессе занятий, прогулок или выполнения режимных моментов (например, что делать, если неожиданно во время зимней прогулки во второй половине дня отключили электричество) | «Мальчики и девочки» Задачи:
| |
По характеру образовательной деятельности | По ознакомлению с окружающим миром | Цели определяются частными задачами конкретной образовательной деятельности в данный отрезок учебно-воспитательного процесса | «Бабочки», «Грибы», «Овощи», «Фрукты» Задачи:
|
По музыке | «Мы и музыка» Задачи:
| ||
По физкультуре | «Делай зарядку и будешь здоров» Задача: составить представление о важности физических упражнений для здоровья. «Для чего человеку сон» Задача: формировать представление о необходимости сна для полноценной жизнедеятельности человека | ||
По основам безопасности жизнедеятельности | «Опасности, которые есть в доме» Задача: познакомить с возможными источниками опасности в доме (плита, вода, электроприборы). «Огонь: добрый и злой» Задача: составить представление о правилах безопасного использования бытовых приборов | ||
По воспитанию культурно-гигиенических навыков | «Важно быть опрятным» Задача: воспитывать привычку следить за своей внешностью. «Правила гигиены рук» Задачи:
| ||
В зависимости от организатора беседы | По узкой специализации | Беседа с врачом на тему «Почему важно закаливание», с полицейским на тему «Что делать, если потерялся» Задача: выяснить конкретный алгоритм действий в той или иной ситуации |
Картотека бесед во второй младшей группе
Обычно педагог составляет картотеку бесед на весь год, объединяя разговоры разных видов и тем. Однако существует практика создания блока разговоров по отдельным видам или темам. Вот ряд примеров.
Таблица: картотека бесед во второй младшей группе на год, автор — Оксана Кулишина (фрагмент на ноябрь)
Тема | Задачи |
«Какая одежда нужна нам сегодня?» |
|
«Наши друзья книги» |
|
«Милые игрушки» |
|
«Мальчики и девочки» |
|
«Светофор» | Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях, знакомить с правилами безопасности дорожного движения |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/08/temy-besed-vo-vtoroy-mladshey-gruppey |
Таблица: картотека бесед на тему безопасности во второй младшей группе, автор — Виктория Нечаева (фрагмент)
Тема | Задачи |
«Безопасность в нашей группе» |
|
«Самообслуживание» |
|
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» |
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-besed-po-bezopasnosti-vo-921–921-mladshei-grupe.html |
Это интересно. Во второй младшей группе беседы на тему безопасности планируются раз в две недели, то есть 17 раз в год. Ситуативные беседы проводятся вне плана. А индивидуальные составляются под конкретную проблему в группе, например, если у детей или ребёнка проблемы с поведением за столом.
Таблица: картотека бесед по окружающей среде во второй младшей группе, автор — Лариса Ивахова (фрагмент)
Тема | Задачи |
«Добрый доктор Айболит» |
|
«Транспорт» |
|
«Как дикие животные готовятся к зиме» |
|
«Безопасная дорога» |
|
Цит. по: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka_biesied_po_oznakomlieniiu_s_okruzhaiushchim_mirom_vo_2_mladshiei_ghru |
Перспективное планирование бесед во второй младшей группе
Беседа во второй младшей группе проводится один раз в неделю. Исключение составляют лишь ситуативный и индивидуальный разговор, имеющий прецедентный, то есть ситуационный характер.
Таблица: перспективный план бесед во второй младшей группе на октябрь и ноябрь, автор — Анжелика Шевченко
Октябрь | ||||
День недели | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Понедельник | «За столом веду себя хорошо» Цель: формирование элементарных навыков поведения (правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить, не разговаривать) | «Чистота и опрятность» Цель: формирование привычки следить за своим внешним видом (пользоваться расчёской, умываться) | «Береги игрушки» Цель: поощрение желания детей жить дружно, вместе пользоваться игрушками | «Как надо вести себя в группе» Цели:
|
Вторник | «Осень пришла, нам урожай принесла» Цель: расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов | «Дикие животные» Цель: расширение представлений о диких животных 3–4 видов, характерных для данной местности | «Русская матрёшка» Цель: развитие желание слушать рассказы воспитателя о понятных детям вещах | «Расскажи о своём домашнем животном» Цель: формирование потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и со сверстниками |
Среда | «Какую одежду носят осенью» Цель: формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения | «Профессия врач» Цель: знакомство детей с доступными пониманию профессиями | «Какие бывают игрушки» Цель: совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже | «Времена года» Цель: вовлечение детей в разговор во время рассматривания картин |
Четверг | «Бабушки и дедушки» Цель: закрепить умение называть имена членов семьи | «Кто живёт с тобой в квартире» Цель: закрепить знания детей о членах семьи | «Народные игрушки» Цель: знакомство с родной культурой, игрушками народных мастеров | «Кто работает в детском саду» Цель: напоминание имён и отчеств работников детского сада |
Пятница | «Дары осени» Цель: формирование представлений о здоровой пище | «Что нужно делать, чтобы не болеть» Цель: формирование представления о ценности здоровья, желания вести ЗОЖ | «Как правильно переходить дорогу» Цель: формирование представления безопасного поведения на дороге | «Как правильно спускаться с лестницы» Цель: формирование навыков безопасного поведения в помещении |
Ноябрь | ||||
Понедельник | «Надо быть опрятным» Цель: формирование привычки следить за своим внешним видом | «Как правильно мыть руки» Цель: закрепить правильность мытья рук, пользования мылом | «Скажем другу волшебные слова» Цель: формирование доброжелательного отношения друг к другу | «Если плачет друг, пожалей его» Цель: поощрение попыток пожалеть сверстника, обнять, помочь |
Вторник | «Осень в гости к нам пришла» Цель: развитие умения замечать изменения в природе | «Изменения в природе» Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе | «Домашние и дикие животные» Цель: формирование умения вести диалог с педагогом, слушать, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него | «Скоро зима» Цель: расширять представления о временах года, развивать речь |
Среда | «Далеко — близко» Цель: развитие умения определять расположение предметов по отношению к себе, то есть далеко — близко | «Наша улица» Цель: знакомство с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника) | «Любимые сказки» Цель: развитие инициативной речи при взаимодействии со взрослыми и детьми | «Полезные продукты» Цель: формирование знаний о полезной пище |
Четверг | «Когда я был маленьким» Цель: сообщение детям сведений о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и произошедшими с ними изменениями | «Мальчики и девочки» Цель: формирование первичных гендерных представлений (мальчики сильные, девочки нежные) | «Наша группа» Цель: стимулировать детей в посильном оформлении группы (красиво расставлять книги и игрушки) | «Как я провёл выходные» Цель: побуждение детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни |
Пятница | «Делай зарядку — будешь здоров» Цель: формирование представлений о том, что утренняя зарядка вызывает хорошее настроение | «Для чего нужно спать» Цель: формирование представлений о том, что с помощью сна восстанавливаются силы | «Опасные предметы дома» Цель: знакомство с источниками опасности дома | «Добрый и злой огонь» Цель: формировать знания о правилах безопасности при пользовании бытовыми приборами |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/16/planirovanie-besed-v-mladshey-gruppe |
Приёмы, используемые в беседах во второй младшей группе
Как уже отмечалось, беседа — это разновидность словесной группы средств взаимодействия с детьми. Но при организации работы в рамках этого приёма остальные способы взаимодействия важны ничуть не меньше.
Таблица: приёмы для проведения беседы во второй младшей группе, автор — Наталья Василишин
Группа приёмов | Вид | На каком этапе беседы используется | Пример |
Словесные | Объяснение | На основном | Обычно этот приём я использую для введения новой информации в процессе беседы. Например, во время беседы о семье понятия двоюродная бабушка и двоюродный дедушка я разъясняю так: «У вас есть братья и сёстры, точно так же и у ваших бабушек, дедушек есть братья и сёстры. Они вам хоть и не близкие, но родные, поэтому называются двоюродными» |
Рифмовки (загадки, стихотворения) | На вводном или заключительном. Разучивание стихотворений, если этот вид работы предполагается, или составление подборки загадок осуществляется на подготовительном | Перед началом беседы о дружбе я зачитываю малышам стихотворение:
| |
Сказки | На основном | При обсуждении темы, касающейся важности мытья рук, своим воспитанникам я рассказываю сказку про Микроба. «Жил-был Микроб, маленький и вредный. Любил он вызывать у детей боли в животе. Только кто-то из малышей возьмёт грязными руками грушу или яблоко, тут как тут Микроб. Но надоело детям болеть, и тогда Фея Чистоты посоветовала ребятам не забывать мыть руки перед едой. Стало Микробу скучно, и он ушёл, а малыши перестали болеть». После обсуждения вопросов («Почему болели дети?», «Что посоветовала Фея Чистоты ребятам?» и пр.) мы приходим к выводу о важности соблюдения личной гигиены | |
Чистоговорки | На заключительном | Завершить беседу о личной гигиене можно чистоговоркой:
| |
Наглядные | Картинки, плакаты, макеты | На всех | В процессе беседы о ПДД я предлагаю своим детям рассмотреть макет проезжей части, повторить сигналы светофора, действия пешеходов |
Демонстрация | На основном | Этот приём подразумевает, что педагог показывает какие-то действия детям, например, порядок выполнения движений в подвижной игре или алгоритм мазков кисти при выполнении рисунка (ёлки, травы и пр.) | |
Показ презентаций, видеороликов | На основном | Для углубления рассмотрения вопроса гигиены в беседе я использую показ тематического видеоролика о Смешариках | |
Наблюдения | На подготовительном | Перед беседой о жизни в городе я предлагаю детям на прогулке и на пути домой понаблюдать за потоком машин на дорогах, отметить загрязнённость снега, лежащего у автодорог, а также обратить внимание на выбросы котельных труб | |
Игровые | Дидактические | На заключительном | Завершить разговор об овощах можно игрой «Подбери вершки к корешкам»: дети находят части мягких игрушек-овощей, соединяя их липучками |
Театрализованные | Завершение беседы о транспорте в городе я практикую в виде сюжетно-ролевой игры «В автобусе», в которой малыши повторяют правила поведения в общественном транспорте | ||
Подвижные | Разговор о труде человека осенью со своими воспитанниками я завершаю подвижной игрой на имитацию «Две сестрицы, две руки»:
| ||
Практические | Рисунки, аппликации, поделки | Беседу о деревьях родного края со своими воспитанниками мы завершаем рисунком рябины, который выполняется пальчиками |
Видео: показ как приём в беседе — Смешарики о личной гигиене
Методика проведения обобщающей беседы во второй младшей группе
Структура подготовки и проведения беседы с малышами не зависит от её вида и состоит из четырёх этапов. При этом хронометраж определяется задачами и содержанием, поэтому колеблется от 5 минут (например, если разговор индивидуальный и ситуативный) до 15 минут, когда речь идёт об обобщающей, утренней беседе или любой другой.
Таблица: этапы организации беседы во второй младшей группы
Этап | Суть | Пример |
Подготовка |
| Перед беседой на тему «Растения и кустарники»:
|
Введение | Вызвать яркий образ из памяти детей при помощи рассказа, наглядности в виде картинок, игрушки, загадок, стихотворений по теме | Беседу на тему «Здоровый образ жизни в большом городе» можно начать с рассматривания картинок пешеходов на улице с разным выражением лица. Сосредоточив внимание на грустном человеке, идущем по пыльному тротуару, приходим к выводу, что эмоциональное здоровье зависит от физического |
Основной этап |
| В беседе «Мы дружим со спортом» основной этап начинается с вопросов:
Затем педагог читает ребятам стихотворение Т. Волгиной «Два друга» и предлагает ответить на вопросы:
Воспитатель подводит к выводу о необходимости заниматься спортом |
Заключительный этап | Педагог предлагает ребятам спеть песню по теме, вспомнить стихотворение или поиграть в игру | Беседа о транспорте может быть завершена обучающей настольно-печатной игрой «Кто на чём ездит?»: воспитатель показывает картинки с изображением людей разных профессий, дети определяют на каком транспорте они ездят, ориентируясь на карточки на своих столах |
Таблица: пример конспекта беседы на тему «Тело человека» во второй младшей группе, автор — Светлана Нестерова (фрагменты)
Этап | Содержание |
Подготовительный | Подготовить картинки с изображением кукол разной внешности, игрушку куклу Машу |
Вводный | В гости пришла кукла Маша и принесла картинки с изображениями своих подруг. Обратить внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предложить найти различия, подвести к выводу: у всех одни и те же части тела (предложить показать их на себе) |
Основной | Ответить на вопросы:
|
Рассмотреть фотографии детей разного возраста, обратить внимание на изменение их роста. Побудить прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильными и здоровыми, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своём здоровье | |
Заключительный | Дети играют в подвижную игру «Покажи правильно»: педагог называет одну часть тела, а показывает другую. Дети должны повторить название, но показать правильно |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/18/metodika-provedeniya-besedy-s-detmi-v-doshkolnykh |
Видео: беседа как элемент занятия по теме «Овощи и фрукты» во второй младшей группе
Беседы во второй младшей группе являются важным элементом учебно-воспитательного процесса, требующим от педагога тщательной организации. Это касается выбора и содержания, и приёмов взаимодействия с детьми. При этом нельзя забывать о том, что малыши 3–4 лет сами не смогут полноценно анализировать и систематизировать информацию, поэтому воспитатель должен помогать ребятам делать выводы по теме на каждом этапе разговора.