Ребятишки в детском саду занимаются самыми различными видами игр и упражнений, в том числе гимнастикой для пальчиков. некоторые взрослые считают эти занятия забавой, развлечением, но учёными давно доказано: развитие мелкой моторики рук напрямую связано с интеллектуальным и речевым развитием ребёнка. Именно поэтому в дошкольных учреждениях уделяют большое внимание пальчиковой гимнастике и играм для пальчиков и ладошек.
Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:
- развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев,
- совершенствование и обогащение тактильных ощущений,
- развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.
В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.
Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.
В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.
Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:
- Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
- Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
- Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.
Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.
Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек
При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.
Организация гимнастики строится на принципах:
- Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
- Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово, привлечение игрового персонажа, красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
- Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
- Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).
Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.
При проведении гимнастики для пальчиков в средней группе необходимо обращать внимание на синхронизацию движений обеих рук, тогда как годом раньше дети могли выполнять движения (катать мячик по ладошке, «ходить» пальчиками по дорожке) одной рукой. Для этого малышей учат выполнять движение сперва одной (правой) рукой, потом другой, а потом двумя вместе. В гимнастику включают как можно больше упражнений на взаимодействие рук: постукивания, поглаживания, похлопывания, соединение пальчиков попарно. Действия обязательно выполняют или одновременно, или двумя руками поочерёдно, для чего иногда текст необходимо повторить дважды. Ограничиваться выполнением упражнений одной рукой нельзя.
Подготовка и проведение пальчиковой гимнастики
Чтобы эффективно провести упражнения, педагогу необходимо продумать следующие моменты:
- Оборудование, атрибуты. В настоящее время атрибуты для пальчиковой гимнастики и игр можно найти в интернете, распечатав и вырезав колпачки, мини-маски зверят и других персонажей. Для прочности и лучшей сохранности атрибуты из бумаги стоит обклеить скотчем или прозрачной самоклеящейся плёнкой. Рельефные и «колючие» массажные мячики тоже готовят заранее и предварительно знакомят с ними детей, чтобы во время гимнастики малыши не отвлекались на их исследование и рассматривание. Широко используют и природный материал: каштаны, грецкие орехи.
- Научная информация. Поскольку гимнастика для пальцев и ладоней проводится с элементами самомассажа и точечного массажа, то педагогу необходимо получить консультацию медсестры дошкольного учреждения, выяснив, как правильно её проводить. Если точечный массаж и пальчиковая гимнастика входит в систему закаливающих процедур дошкольного учреждения, в кабинете медсестры хранятся схемы их проведения с указанием последовательности упражнений и точек воздействия для всех возрастных групп.
- Текст, которым сопровождается гимнастика. Он может быть как в стихах, так и в прозе. Придумать текст педагог может самостоятельно либо использовать наработки коллег, рекомендации методиста, медицинской сестры. Если гимнастика (массаж) представлены в виде перечня упражнений без текста, вполне приемлемо сопроводить их не стихами, а прозой в соответствии с содержанием гимнастики. Произносить текст нужно не спеша, выразительно, эмоционально, чтобы дети успевали выполнять упражнения и были заинтересованы тем, что делают. Особый интерес детворы вызовет гимнастика или массаж, если творчески работающий воспитатель придумает к ним небольшую сказку.
Таблица: массаж каштанами в сопровождении текста со сказочным сюжетом «Приключения каштанчика»
Упражнение | Слова педагога | Выполняемые действия |
1. Разогрев ладоней и пальцев. | В одном парке жил маленький каштанчик. Вот такой. Он узнал, что в нашем детском саду ребятишки любят делать массаж с мячиками, и захотел подружиться с детворой, потому что и сам каштанчик был похож на мячик. | Дети поочерёдно поглаживают, сжимают и разжимают пальцы обеих рук, разогревая их. |
2. Сжимание и разжимание пальчиков. | Прикатился каштанчик в детский сад, в нашу группу, и сразу попал в тёплые и добрые руки детишек. | Дети берут с тарелочек каштаны, сжимают в ладошках, приоткрывают, показывают друг другу каштаны. |
3. Катание каштана по ладони. | Захотел каштанчик поиграть с детишками, покататься по ладошкам, как колобок. Сперва он катался по одной ладошке… потом по другой. | Дети кладут каштан на открытую левую ладонь, катают правой, потом наоборот. |
4. Массаж локтей и плечей. | Захотелось каштанчику путешествовать, побежал он сперва к локтю, там покатался. Потом к плечу, и там покатался. И вернулся к пальчикам. | Дети зажимают каштан пальцами правой руки, ведут им от запястья до локтя левой, делают 3–4 круговых движения, поднимают каштан к плечу, катают по плечу, потом возвращают на ладонь. То же и другой рукой. |
5. Свободные движения руками над головой. | Весело стало каштанчику, захотел он танцевать. Сперва в одной ручке, потом в другой. | Дети делают «фонарики» над головой, удерживая каштан в двух руках поочерёдно. |
6. Упражнение на расслабление. | Устал маленький каштан, захотел отдохнуть. И ручки наших ребят тоже отдыхают. | Дети кладут каштаны на тарелочки и делают «стряхивающие» движения кистями. |
Примечания. | Текст может варьироваться в зависимости от выполняемых упражнений. Педагог должен следить, чтобы дети вовремя меняли руки и каштаны в них. У кого не получается катать каштаны по плечу и локтю, водят ими, держа пальцами. |
Правила проведения пальчиковой гимнастики
С новой гимнастикой или массажем пальцев детей знакомят в такой последовательности:
- Педагог обращает внимание на игрушку, иллюстрацию, которая соответствует тематике гимнастики, сообщает, что они познакомятся с новыми упражнениями. Можно привлечь игрового персонажа (Незнайку, Матрёшку) и предложить детям разучить гимнастику вместе с ними.
- Воспитатель неторопливо читает стихотворный текст, потешку, последовательно демонстрируя детям упражнения.
- Дети выполняют гимнастику, воспитатель читает текст и одновременно показывает движения повторно.
- Педагог подводит итог, хвалит детей, обращает их внимание на то, какими ловкими и умелыми станут их пальчики, если будут всегда так старательно делать упражнения.
Если гимнастика уже знакома детям, педагогу следует поощрять их самостоятельность, поддерживать желание частично произносить стихотворные тексты, припоминать последовательность упражнений. Есть в этом виде деятельности и место для творчества и фантазирования: ребятишки могут под руководством воспитателя изготовить некоторые атрибуты, колпачки для пальцев, придумать новые движения, раскрывающие характер того или иного героя. После проведения упражнений дети могут поиграть с персонажами, свободно развивая сюжет, выполнить несколько несложных действий (герои ходят, танцуют, встречаются, общаются).
Чтобы привить детворе любовь к самостоятельным пальчиковым играм, воспитатель должен расположить оборудование для них на видном месте и предоставить к нему свободный доступ. Также можно давать детям для самостоятельных занятий каштаны, грецкие орехи, маленькие мячики, крупные бусы на крепко завязанной тесьме. А вот горох, фасоль и прочие мелкие материалы для самостоятельной деятельности малышам не дают, поскольку эти предметы могут представлять опасность для здоровья. С ними ребята занимаются под строгим контролем взрослого.
При проведении гимнастики и самомассажа не следует забывать важных правил:
- Детей необходимо настроить, организовать, переключив их внимание с других видов деятельности.
- Начинают упражнения всегда с разогрева рук, ладоней, лёгкого поглаживания до появления ощущения тепла.
- Упражнения выполняют 3–5 раз двумя руками или поочерёдно правой и левой.
- Необходимо следить за правильным положением кисти, пальцев, точным выполнением движений.
- Педагог выполняет все упражнения вместе с детьми, подстраиваясь под темп группы. С теми, кто не успевает, проводится индивидуальная работа.
- Во время гимнастики дети должны быть расслаблены, в хорошем настроении. Этому способствует мягкий, доброжелательный тон педагога. Рекомендуется использование тихой, спокойной музыки, которая не мешает восприятию слов.
- Отдельное занятие одной пальчиковой гимнастикой длится не более 5–6 минут, иначе дети заскучают и потеряют к нему интерес. Если же воспитатель вводит гимнастику в образовательную деятельность (НОД), то можно взять 2–3 комплекса и равномерно распределить их в течение занятия. В таком случае гимнастику сокращают до 2–3 минут за счёт исключения вводной и итоговой части. Более 3 разных видов гимнастики в средней группе может быть использовано на тематическом занятии о пальчиковых играх или же на открытом занятии, целью которого педагог ставит познакомить коллег именно с этим видом работы.
- Разученные комплексы повторяют в течение учебного года, постепенно усложняя (увеличивают количество повторов, точность движений). В то же время добавляют новые, более сложные комплексы.
Формы проведения гимнастики:
- Фронтальная (со всеми детьми группы). Эффективна во время разучивания, на занятиях по изобразительной деятельности, во время прогулок на свежем воздухе.
- Подгрупповая. Проводится с частью группы (5–8 человек) во время, отведённое для свободных игр в помещении по желанию детей. Не занятые гимнастикой дети привлекаются к другим видам деятельности под присмотром помощника воспитателя или самого педагога (рисуют, играют с конструктором, игрушками, рассматривают книги, иллюстративный материал).
- Индивидуальная. Упражнения выполняют 1–2 детей под контролем педагога. Индивидуально работают чаще всего с детьми, которые испытывают трудности при фронтальном и подгрупповом проведении.
Таблица: картотека занятий пальчиковой гимнастикой в средней группе ДОУ
Тема и задачи | Содержание |
«Мальчик-с-пальчик».
| Ход пальчиковой гимнастики. Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение 1. Ладони на столе (на счёт «раз-два» пальцы врозь — вместе.) Упражнение 2. Ладошка — кулачок — ребро (на счёт «раз, два, три»). Упражнение 3. Пальчики здороваются (на счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.) Упражнение 4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). Упражнение 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвёртом упражнении, но выполняют обе руки одновременно). |
«Коза, зайцы и белка».
| Ход пальчиковой гимнастики Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение 1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). Упражнение 2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). Упражнение 3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). Упражнение 4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). Упражнение 5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). |
«Котёнок».
| Ход пальчиковой гимнастики Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение 1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе). Упражнение 2. Птички (поочерёдно большой палец соединяется с остальными). Упражнение 3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать). Упражнение 4. Цветок (то же, но пальцы разъединены). Упражнение 5. Корни растения (прижать корни — руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз). |
«Друзья». Выработка умений:
| Ход пальчиковой гимнастики Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение 1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг). Упражнение 2. Пчёлы (то же упражнение выполняется двумя руками). Упражнение 3. Лодочка (концы пальцев направить вперёд, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их). Упражнение 4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы). Упражнение 5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх). |
Кроме пальчиковой гимнастики, на занятиях широко используются игры для пальчиков и ладошек самой широкой тематики, зачастую сочетающейся с темой основного занятия. Высокую активность и заинтересованность детей таким видом деятельности обеспечивают забавные, легко запоминающиеся стихотворения, сопровождающие каждое движение.
Таблица: примеры стихотворных произведений для пальчиковых игр в средней группе
Грибы. Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба). Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки»). | Одежда. Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову). Курточку и шапку. И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток). Натяну перчатку. (Смена рук). |
Обувь. Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу). Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы). Ножка — раз, ножка — два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному). В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы). И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках). Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу). | Посуда. Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка»). Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой). Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку»). Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд). |
Продукты питания. Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы). А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят»). Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца). Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх). Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! (Гладят животы). | Зима. Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз). Улицы и крыши. (Руки «домиком»). Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки). Мы её не слышим… (Рука за ухом). |
Мебель. На кроватке мы поспали, (Руки под щёку). Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи»). Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой). И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой). | Транспорт.По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль). По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу). По дороге не беги, (Погрозили пальцем). Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»). |
Цит. по: https://infourok.ru/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-dlya-sredney-gruppi-1716259.html |
Фотогалерея: шаблоны атрибутов для игр на развитие мелкой моторики
Фигурки персонажей можно надевать на пальцы как колпачки
Фигурки с прорезями для «ножек» дают возможность детям «водить» своего персонажа по столу или другой ровной поверхности
Не менее популярны и фигурки, которые надеваются по принципу напёрстка
Занятия с использованием пальчиковых игр и гимнастики
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики могут применяться в организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям. Особенно удачным будет выбор игры или гимнастики, тема которой совпадает с темой занятия. Таким образом дети закрепят полученные знания.
Общая длительность занятия не должна превышать рекомендованных санитарными нормами пределов:
- 20 мин. для предметных занятий,
- 25 мин. для интегрированных и комплексных.
Структура и временные рамки занятия также сохраняются:
- Вступительная часть (организация детей, приветствие, заинтересовывающий момент). До 2 мин.
- Основная часть (игры, беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, сообщение нового или закрепление изученного материала). 16–20 мин.
- Заключительная часть (подведение итогов, поощрение, анализ занятия). До 2 мин.
Таблица: конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку», составила Е. Д. Гладченко
Этап НОД | Содержание этапа |
Задачи |
|
Вступительная часть | Воспитатель: — Ребята, вы любите сказки? А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? Дети: — Я бы хотел (а) быть: волшебником, драконом, принцессой, королём. Воспитатель: — Я всегда мечтала стать феей. Ведь при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь её героям. У нас с вами тоже есть волшебная палочка. Хотите попасть в сказку? Для того чтобы путешествовать по этой стране необходимо соединить детали паровозика с помощью разноцветных пуговиц. Дети собирают паровозик с вагончиками. Воспитатель: Ну, вот паровозик готов! |
Основная часть | — Ребята! Мы приехали в город Потерянных вещей. Нужно разложить все детали по своим местам в красочных банках сделаны отверстия разной величины, в которые дети должны разложить: геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, теннисные мячи). Дидактическая игра «Разложи геометрические фигуры». Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочерёдно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Воспитатель:
Поможем Колобку убежать от лисицы?
Воспитатель:
|
Заключительная часть | Воспитатель: — Ребята! Что сегодня понравилось вам на занятии? Покажите Незнайке, чему вы научились, какие задания выполнили, как помогали друг другу и многому научились. |
Пальчиковые игры и гимнастика — незаменимые виды деятельности дошкольников. Задачи, решаемые с их помощью, окажут влияние не только на развитие речи и мышления, но и на становление личности ребёнка в целом. Регулярное и увлекательное их проведение в средней группе детского сада поможет не только укрепить физическое и психическое здоровье воспитанников, но и помочь маленьким почемучкам в исследовании разнообразия окружающего мира.