Ребята четвёртого года жизни только начинают открывать огромный и прекрасный мир вокруг себя. Сориентироваться в нём, получить много полезной и разнообразной информации им помогут воспитатели детского сада. Этому послужат как образовательные ситуации в разные моменты дня, так и непосредственная образовательная деятельность (НОД), которую педагоги организуют и проводят в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и требованиями образовательных программ.
Задачи и приёмы дошкольного образования во второй младшей группе
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) являются первым звеном в системе народного образования. Перед воспитателем детского сада стоят чёткие задачи, которые необходимо выполнить в течение учебного года. Они очерчены в примерных образовательных программах («От рождения до школы», «Детство», «Истоки»), которые, в свою очередь, опираются на требования ФГОС дошкольного образования. Среди основных задач провозглашены:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства,
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества,
- формирование общей культуры личности детей.
Все эти задачи решаются в процессе обучения и воспитания в детском саду в течение дня с учётом возрастных особенностей детей.
Применительно к воспитанникам второй младшей группы (дети 3–4 лет) задачи конкретизируются:
- совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку,
- формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды,
- развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям,
- продолжать развивать речь детей (обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произнесения слов),
- воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе,
- формировать элементарные математические представления,
- учить находить в окружающей обстановке один и много однородных предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов «больше — меньше», «столько — сколько»,
- формировать положительное отношение к труду взрослых, воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности,
- закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице,
- продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо,
- создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия,
- учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности и т. д.
Психологические особенности детей четвёртого года жизни
Период от 3 до 4 лет является не самым «трудным», но тем не менее очень важным в жизни дошкольника. Знание особенностей психологии и физиологии детей этого возраста поможет воспитателю спланировать и организовать образовательный процесс так, чтобы максимально способствовать всестороннему развитию и становлению личности малыша.
Почти у всех детей к трём годам кризис «Я сам» минует свою острую стадию, когда ребёнок всеми способами пытается отстоять право на самостоятельность. Дети становятся более покладистыми, склонными выслушать взрослого или сверстника, понять и принять чужое мнение. Вернувшись в дошкольное учреждение после летних каникул, ребята довольно быстро находят друзей. В коллективе группы в течение месяца или двух образуются мини-группы по интересам, то есть возникает чувство привязанности, дружбы между воспитанниками, чего в ясельной группе нельзя наблюдать. В то же время растёт ориентированность детей на педагога, его мнение важно трёхлеткам, а авторитет как человека, который знает много нового и умеет устраивать интересные игры и развлечения, неоспорим. Если воспитатель строит свои взаимоотношения с малышами на справедливости, уважении и искренности, доверие к нему растёт, что очень важно в новой личностно-ориентированной педагогике.
Расширяется и круг интересов дошкольников: они обращают внимание не только на явления и предметы, которые находится рядом, в непосредственной близости, но и воспроизводят в игре, беседе то, с чем сталкивались раньше и получили сильное впечатление (гроза, путешествие на поезде, самолёте, участие в общественных мероприятиях, праздниках). Интересны детям четвёртого года жизни профессии взрослых, польза, которую приносит та или иная профессия. Для любознательных трёхлеток порой бывает настоящим открытием узнать, что их мама и папа, которых они раньше видели только в кругу семьи, работают продавцом, поваром, инженером, водителем, строителем, делают важные и полезные вещи для других людей. Дети гордятся своими близкими, желают им подражать. Это говорит о совершенствовании мыслительных процессов, о том, что ребёнок начинает понимать: люди вокруг — члены не только его семьи, но и общества.
Как и раньше, трёхлетки любят игры и манипуляции с предметами, природным материалом (водой, песком), но теперь их внимание не поглощает механическое выполнение действий. Дети способны делать простые умозаключения, приобретать опыт в процессе действий и использовать его в дальнейшем. Например, если предложить им для игр сухой песок, они быстро поймут, что из него невозможно лепить куличи, пирожки, и воспользуются для игры песочной мельницей, а вот влажный песок, наоборот, станет материалом для приготовления разнообразного кукольного угощения.
Поскольку и некоторые сенсорные эталоны (представление о форме, размере, цвете) в этом возрасте уже сформированы, дошкольники не будут выполнять задания типа «Подбери заплатку», «Найди кукле бант», «Расставь игрушки по росту» методом проб и ошибок. Они обследуют предложенные предметы (заплатку и одежду, цвет бантов и одежды куклы) и выберут нужный, не сравнивая по очереди все варианты. Способность соотносить и сопоставлять, делать простые выводы также является ценным приобретением на четвёртом году жизни малыша.
Дети второй младшей группы ещё не в достаточной мере умеют контролировать свои эмоции, критически относиться к собственным ошибкам, принимать чужую победу. Возросшее стремление к самостоятельности и лидерству сочетается с недостаточно развитыми умениями и навыками, ребята зачастую не могут справиться с начатым делом и нуждаются в помощи взрослого. Поощрительное слово педагога, его умение решить трудную ситуацию, не прибегая к упрёкам и поучениям, свести на нет возникающий конфликт и вовремя оказать помощь необходимы воспитанникам младшей группы. Воспитатель должен выразить своё положительное отношение даже к небольшим успехам ребёнка и вместе с ним порадоваться его маленькой победе. Таким образом, педагог будет способствовать воспитанию трудолюбия, умению преодолевать трудности, достигать намеченной цели, а также мотивации к дальнейшей деятельности.
Педагогические приёмы, актуальные для детей второй младшей группы
В своей работе педагог использует ряд эффективных для малышей 3–4 лет приёмов:
- объяснения (с опорой на чувственный опыт воспитанников),
- чтение сказок, потешек, коротких стихотворений, загадок,
- показ действий на собственном примере,
- эмоциональный настрой (этому способствуют сюрпризные моменты, использование на занятиях музыкальных произведений и др.),
- педагогическая драматургия (например, занятия в форме путешествий), театрализация,
- игровые методы,
- рассматривание непосредственно изучаемых объектов или их изображений, макетов, моделей т. д.
Словесные инструкции для малышей необходимо подкреплять демонстрацией правильных действий.
Организация НОД во второй младшей группе детского сада
Воспитатель ДОУ использует различные формы организации образовательного процесса в течение дня. Это беседы, чтение художественной литературы, образовательные ситуации во время режимных моментов, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные). Но наиболее эффективной, позволяющей вести работу с детьми систематически и выполнить максимум предусмотренных программой задач является непосредственная (организованная) образовательная деятельность, то есть НОД или ООД.
В современном детском саду НОД пришла на смену традиционным занятиям. Но само слово «занятие» не ушло из педагогической практики. Иногда его употребляют и в примерных образовательных программах как синоним НОД. Важно не название, а содержание, которым наполнены обновлённые занятия с дошкольниками в детском саду. Согласно ФГОС, они строятся на таких важных принципах:
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение личностного развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности.
Главной становится не обучающая роль педагога, а совместная деятельность взрослого и детей, направленная на выполнение определённых задач (образовательных для воспитателя, игровых, исследовательских — для детей). Преобладает деятельностный подход в обучении и воспитании. Дошкольники выступают не в роли пассивных получателей знаний (слушают, выполняют указания), а участвуют в процессе наравне со взрослым, согласно возможностям возраста и индивидуальным предпочтениям.
Советы по организации НОД в младшей группе
В организации занятий по-новому не возникнет трудностей, если педагог будет учитывать, что ребёнок младшего дошкольного возраста — личность, со своими желаниями, предпочтениями, особенностями. Их нужно уважать, как и право личности на свободный выбор деятельности, но не в ущерб интересам других детей. Поэтому свободный выход из НОД, переход к другой деятельности отдельных воспитанников возможен, если они не мешают остальным. Если НОД продумана педагогом до мелочей, обычно всем трёхлеткам интересно участвовать в ней.
Бывает, что у ребёнка нет настроения, он утомлён, тогда следует поручить его заботам няни и продолжить работу с остальными дошкольниками. Иногда отказ принимать участие в занятии служит признаком заболевания, поэтому за малышом нужно понаблюдать в течение некоторого времени.
ФГОС дошкольного образования провозглашает педагогику сотрудничества. Воспитателю следует помнить, что общение, совместная деятельность, игра должны приносить радость и пользу обеим сторонам. И ребёнку, и взрослому всегда есть чему поучиться друг у друга. Чем опытнее и мудрее педагог, тем с большим вниманием он прислушивается к своим маленьким собеседникам, находит в работе с ними новое и полезное для совершенствования своего мастерства.
Также не стоит забывать, что хотя НОД в ДОУ и предназначена для развития и обучения детей, это не означает, что она должна превращаться в короткий урок. Следует соблюдать баланс между отдыхом и получением знаний, развлечением и серьёзным делом, а важную и необходимую для усвоения информацию подавать в виде игры. Для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников в занятия вводят пальчиковые и дидактические игры, зачастую уроки проходят в движении с использованием почти всего пространства группового помещения. Воспитатель может предложить малышам потанцевать, поискать спрятанные предметы, отправиться по дорожке из удивительных следов в гости к сказочному герою. Отжившие формы проведения занятий (дети сидят за столами или на стульчиках и слушают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации, картину) уступают место новым:
- Путешествие. Дети путешествуют по сказочной стране, лесу, деревне, и каждая остановка на их пути — либо образовательная ситуация, либо предложение отдохнуть и развлечься.
- Квест. Как и во взрослых квестах, малыши следуют «от станции к станции», каждый раз получая задание и подсказку, куда двигаться дальше. Организуя такое занятие, педагог должен превосходно ориентироваться в уровне подготовленности детей, отбирать простые и понятные задания, чтобы всем малышам было ясно: куда они идут, что нужно выполнить, что найти.
- Мастерская. Применяется в конструировании, изобразительной деятельности. Отличие мастерской от обычного занятия в том, что детям демонстрируют не готовые образцы изделий, работ, а лишь материалы для их изготовления. Педагог или любимый сказочный персонаж (взрослый в костюме) изготавливает поделку, рисует или лепит на глазах малышей, неизменно вызывая их восхищение и удивление, а потом предлагает им тоже попробовать себя в роли мастеров.
- Исследование. Эту НОД можно вынести на свежий воздух. В начале занятия детям сообщают некоторые сведения (они напоминают уже известные), а потом вместе с воспитателем и игровым персонажем (героем сказки, мультфильма) ребята исследуют мир вокруг и делают свои выводы о нём. Такие занятия можно провести по теме «Кто прячется в траве», «Свойства песка и воды», «Тонет или плавает», «Деревья нашего участка», «Что такое тень».
Естественно, НОД любого вида только выиграет, если воспитатель будет эмоционален, уверен, использует художественное слово, малые фольклорные формы, не забудет обратиться к опыту (пусть и небольшому) детей: «Как вы думаете, сможет ли зайчик перепрыгнуть через эту реку? А через ручеёк? Почему? А вы смогли бы?».
Дети непредсказуемы. Поэтому воспитателю при подготовке НОД следует предусмотреть варианты неожиданного хода событий, быть готовым ответить на вопрос не по теме занятия и потом вернуть внимание малышей к основному виду деятельности.
При подготовке НОД важно учитывать, чтобы вся информация, преподносимая детям, была им доступна и понятна. Сюрпризные моменты, игровые и мотивирующие ситуации, персонажи должны быть ранее знакомы детям. Нельзя «приглашать» на занятие Незнайку или Буратино, если ребята совершенно незнакомы с этими героями. Лучше позвать Зайку, Колобка, Мишку. Но если педагог хочет взять персонажа из авторской сказки, то необходимо предварительно выяснить, встречался ли он детям в мультфильмах, кино, возможно, о нём читали родители. Если нет, то с персонажем знакомят вкратце, описывая его характерные черты.
Структура и длительность НОД в младшей группе детского сада
Занятия с детьми младшей группы проводят по всем пяти образовательным областям, их количество в неделю рекомендовано примерными образовательными программами.
Таблица: планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе («От рождения до школы»)
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Физическая культура в помещении | 2 раза в неделю |
Физическая культура на прогулке | 1 раз в неделю |
Познавательное развитие | 2 раза в неделю |
Развитие речи | 1 раз в неделю |
Рисование | 1 раз в неделю |
Лепка | 1 раз в 2 недели |
Аппликация | 1 раз в 2 недели |
Музыка | 2 раза в неделю |
Согласно санитарным правилам и нормам, длительность НОД в младшей группе ДОУ не должна превышать 15 минут. Однако интегрированные и комплексные занятия могут быть чуть длиннее (на 5–7 минут) за счёт совмещения и интеграции видов деятельности. В таком случае вместо двух занятий в день проводят одно.
Таблица: структура и длительность этапов НОД в младшей группе
Этап НОД | Предметная НОД | Интегрированная НОД | Комплексная НОД |
Вступительная часть | Организация детей, переход от других видов деятельности к образовательной, мотивация, сюрпризный момент. 1–1,5 мин. | ||
Основная часть | 2–3 образовательные ситуации на решение программных задач, 1–2 дидактические игры. 10–12 мин. | Интеграция (взаимопроникновение) различных видов деятельности. 16–18 мин. | Последовательное выполнение деятельности из разных образовательных областей (слушание произведения + беседа + рисование, игра по математике, сенсорике + развитие речи + аппликация и т. д.). 16–18 мин. |
Заключительная часть | Подведение итогов, рефлексия (обращение к чувствам и впечатлениям детей), поощрительное слово педагога. До 2 мин. | ||
Примечания |
|
Осуществление индивидуального подхода
Индивидуальные задания в ходе фронтальных (со всеми детьми) занятий по математике, речевому и познавательному развитию в младшей группе давать не рекомендуется, поскольку дети ещё малы и могут спутать задания, ориентируясь на соседа. Дифференцировать материал можно, если проводится занятие по подгруппам (та подгруппа, которая справляется быстрее, получит больше на 1 задание). Индивидуальный подход осуществляется педагогом последовательно: на занятии подмечается, кто из детей испытывал трудности, отставал, а в свободное время ведётся индивидуальная работа в нужной области.
Разноплановые задания хорошо вписываются в занятия по изобразительной деятельности. Воспитанников делят на пары, тройки или подгруппы (5–6 человек). Одни рисуют на общем листе траву и цветы (кисточкой, ватной палочкой), другие заполняют оттиском контуры облаков, солнца. На лепке детям — «успевайкам» можно поручить изготовить не одну, а две фигурки птенцов в гнезде, украсить силуэт новогодней ёлки не отдельными шариками, а целой пластилиновой гирляндой. Коллективную аппликацию дети разного уровня подготовки также делают вместе, только одни наклеивают немного больше элементов. На том, что кто-то из ребят справляется лучше или хуже, внимание не заостряют — просто предлагают некоторым детям больший объём работы.
Мотивация познавательной и продуктивной деятельности детей
Современные дошкольники имеют доступ к новейшим гаджетам, планшетам и айфонам, их не удивишь волшебными мультфильмами, сказочными приключениями, яркими игрушками. Чем же привлечь малыша к занятию? Тут на первый план выходит мастерство и заинтересованность самого педагога в положительном результате.
Воспитатель — значимый взрослый для младших дошкольников. Они доверяют ему, охотно отзываются на предложение поиграть, потому что знают: воспитатель обязательно придумал что-то увлекательное и необычное. В группах, где царит атмосфера доброжелательности и взаимоуважения, с детьми регулярно проводят интересные развивающие занятия, включение малышей в НОД происходит быстро. Проблемная ситуация, озвученная таинственным, «сказочным» голосом, красиво оформленный конверт с письмом от любимого персонажа, необычные предметы, которые внезапно появились и требуют отгадать, кто же их потерял… Вариантов включения детей в НОД может быть множество, и творческий, думающий педагог подберёт именно те, которые подходят его воспитанникам. Вызывают живую заинтересованность детей и ситуации, в которых нужно кому-то помочь, решить проблему. Например:
Темы и задачи при планировании НОД во второй младшей группе
Комплексно-тематический подход к планированию образовательной работы в ДОУ помогает в течение года ознакомить малышей со всеми сферами жизни человека, явлениями и объектами природы, доступными их пониманию. Это способствует всестороннему развитию воспитанников, позволяет выявить интересы и предпочтения ребят (одни любят игры, беседы и художественные произведения о транспорте, другие о животных, третьи о сказках) и вести в дальнейшем индивидуальную работу с учётом детских увлечений.
Темы НОД обычно сочетаются с темой недели (месяца), что позволяет выстроить образовательную деятельность в стройную логическую цепочку. Такой подход облегчает работу воспитателя, и сами дети лучше усваивают материал, поскольку в пределах тематического блока имеют дело с близкими по смыслу понятиями (животные домашние и дикие, овощи и фрукты, профессии, детский сад, домашняя техника и т. д.). В конце тематического отрезка проводится итоговое мероприятие, а также беседы, игры на закрепление полученных знаний.
Наиболее успешным будет проведение НОД, в которых используют, чередуя или интегрируя, различные виды детской деятельности (но не более 2–3 сразу), объединённые сюжетом по одной теме. Сочетают такую деятельность:
- игровую,
- коммуникативную,
- трудовую,
- познавательно-исследовательскую,
- музыкально-художественную,
- продуктивную,
- чтение.
Задачи каждой отдельной НОД зависят от образовательной области, успешности детей (одни группы быстрее усваивают материал и нет необходимости повторять несколько раз, закреплять), требований программы.
Таблица: фрагмент картотеки НОД в младшей группе ДОУ (с учётом темы недели)
Автор | Соколова Я. А., воспитатель МДОУ Д/с общеразвивающего вида №107, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край. | ||
Тема блока | Виды НОД | Тема НОД | Задачи НОД |
Здравствуйте, это я и моя группа | Познавательно-исследовательская деятельность, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы | Хорошо у нас в детском саду! |
|
ФЭМП | Утро. Большой — маленький. Один — много. |
| |
Развитие речи | Чудесная корзиночка (рассматривание овощей). |
| |
Аппликация | Большие и маленькие яблоки на тарелке. |
| |
Лепка | Мой весёлый звонкий мяч. |
| |
Социально-коммуникативное развитие | С/р игра «День рождения куклы». |
| |
Конструктивно-модельная деятельность | Дорожка. |
| |
Дары осени | Познавательно-исследовательская деятельность, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы | Овощи с огорода. |
|
ФЭМП | Круг, квадрат. |
| |
Художественная литература | Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик». |
| |
Социально-коммуникативное развитие | Д/и «Кукла Катя проснулась». |
| |
Рисование | Идёт дождь. |
| |
Настроение и характер (эмоции, чувства, влияние настроения на здоровье) | Познавательно-исследовательская деятельность, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы | Наш зайчонок заболел. |
|
ФЭМП | Круг, квадрат, треугольник. |
| |
Развитие речи | Про толстого жука. |
| |
Художественная литература | Малые фольклорные формы. |
| |
Социально-коммуникативное развитие | Занятие-игра «День рождения куклы Алёнушки». |
| |
Рисование | Рисование по замыслу. |
| |
В мире животных | Познавательно-исследовательская деятельность,приобщение к социокультурным ценностям,ознакомление с миром природы | Дикие животные. |
|
Развитие речи | Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Лошадка». |
| |
Художественная литература | Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок». |
| |
Рисование | Рисование с элементами аппликации «Мышка и репка». |
| |
Лепка | Длинная змея. |
| |
Конструктивно-модельная деятельность | Построим домик для любимого животного. | Упражнять в умении создавать конструкции из строительного материала. | |
Моя семья | Познавательно-исследовательская деятельность,приобщение к социокультурным ценностям,ознакомление с миром природы | Папа, мама, я — семья. |
|
Развитие речи | Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». | Учить дифференцировать парные (по звучанию) слова. | |
Художественная литература | Русская народная сказка «Маша и медведь». |
| |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Дом». |
| |
Конструктивно-модельная деятельность | Конструирование мебели. |
| |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/06/02/perspektivnoe-planirovanie-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-na-2015–2016-gg |
Чтобы занятие прошло интересно, оживлённо и принесло малышам пользу и радость, воспитателю необходимо продумать такие моменты:
- Предварительная работа. Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе и окружающем мире. Дети должны хорошо ориентироваться в предлагаемом материале. иначе они растеряются и их активность будет низкой.
- Какую использовать наглядность. На занятии по ознакомлению с природой возможно использовать живые объекты (растения, животных), а если берут картины или иллюстрации, игрушки, то они должны максимально соответствовать реально существующим природным объектам. На других занятиях (по математике, художественной литературе, речевому развитию) принцип природосоответствия не соблюдают так строго.
- Как рассадить, разместить детей. Если предстоит занятие-путешествие или квест, воспитатель должен хорошо продумать, достаточно ли будет места для передвижения детей и выполнения заданий.
- Литературное и музыкальное оформление. Художественное слово, музыка оживят и украсят НОД, сделают её особенно интересной для детей.
- Подведение итогов. Добрые слова, похвала и поощрение должны достаться всем малышам. Похвалить можно и детей в целом, и отметить особые успехи 2–3 ребят. На неудачи внимание обращать не стоит.
- Каждая НОД должна содержать в себе побуждение к новой познавательной деятельности, открытиям и достижениям. Поэтому замечательно будет, если сказочный персонаж подарит детям не конфеты или игрушку, а новую книгу сказок, раскраски, развивающую игру.
Таблица: конспект НОД на тему «Друзья и помощники» во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Порошина Е. В., воспитатель МБДОУ Д/с №9, г. Мончегорск, Мурманская обл. |
Задачи |
|
Материалы |
|
Вступительная часть | В.: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся. (Стук в дверь). Что за шум? Кто там стучится? Пойду, посмотрю. Воспитатель открывает дверь, в проёме надевает парик с бантом, «превращается в Карамельку». Карамелька: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карамелька. Как здорово, что я к вам зашла. Мой друг Клёпа говорит, что у меня есть помощники, которые всегда и во всём мне помогают, а что это за помощники — не сказал. Теперь мне надо отправиться в путешествие, чтобы разобраться. А поможет нам отправиться в путь воздушный шарик. (Достаёт из кармана сдутый шарик). Ой, как же мы на нём полетим? Дети: Его надо надуть. Карамелька: Вставайте в кружок, будем надувать шарик.
Карамелька: Молодцы, вы дружно надували шар, закройте теперь глазки.
|
Основная часть | Дети берутся за ленточки, привязанные к большому воздушному шару (обязательно надутому гелием), педагог подводит их к расставленным полукругом стульям. Карамелька: Наш шарик устал, давайте остановимся, присядем на стульчики и отдохнём. Появляется слайд с изображением носа. Карамелька: Вы узнали, что это? Дети: Это носик. Карамелька: А у вас есть носик? Покажите его. Зачем вам нужен нос? (Ответы детей). А я тоже так умею делать. (Смотрит на картинку, где мальчик нюхает цветок). Я своим носиком очень люблю нюхать аромат цветов. Я поняла! Нос — очень важный помощник. Он нужен, чтобы дышать и чувствовать запахи.
Звучит фонограмма «Пение птиц, идёт дождь».
Карамелька: Мы нашли ещё одного помощника — уши, и их тоже надо беречь. Всегда надевать шапочку, чтобы ушки не продуло. Стараться не слушать громко музыку. Ой, наш шарик заскучал, давайте с ним поиграем. Выходите ко мне.
|
Заключительная часть | Карамелька: Вот теперь мне точно пора возвращаться, а на прощанье я хочу подарить вам воздушные шарики. (Педагог-помощник подаёт связку шаров). До свидания, друзья! (Подходит к двери, снимает с головы парик и возвращается к детям). В.: Ребята, я вас потеряла. Вы где были? Что вы там делали? Где вы взяли такие красивые шарики? (Ответы детей). Я предлагаю вам дома рассказать мамам и папам о замечательных помощниках, которые есть у каждого из нас и нарисовать своим шарикам и нос, и уши, и глаза, и радостную улыбку. Теперь попрощайтесь с гостями и пригласите их к нам ещё. |
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/conspect/8508-nod-druzya-pomoshchniki.html |
Видео: открытое мероприятие по НОД во второй младшей группе
Даже трёхлетние малыши могут участвовать в увлекательных квестах, путешествиях, исследованиях, причём не ради забавы, а получая необходимые в их возрасте знания. Это происходит во время непосредственной образовательной деятельности, которую с любовью и творчески готовят и проводят педагоги дошкольных учреждений.