Как научить ребенка ответственности: 8 шагов

Никогда не думала, что научить ребенка ответственности в наше время настолько сложно. И дело даже не в том, что сегодняшние законы, призванные защищать права деток, «перегнули палку», и теперь всякое неразумное дитя отлично знает, что начни родители что-то заставлять его делать через «не хочу», он быстренько сможет найти на них управу, позвонив на специальную линию или в опеку и заявив о домашней тирании. Дело в самих родителях. В их непонимании того, что в 10-12 лет учить ответственности (как, впрочем, самостоятельности, аккуратности, вежливости, доброте) уже поздно.

Взрослые сами виноваты, что современные подростки совершенно беспомощны и безответственны. Или, что еще правильнее, – нынешним детям не просто лень заглядывать на несколько дней, месяцев и лет вперед, чтобы понять, что их сегодняшние поступки аукнутся им в будущем – их реально этому не научили.

Что значит быть ответственным

как научить ребенка чувству ответственностиОтветственность – это куда серьезнее, чем забытый дома учебник литературы или порванная на улице новая куртка. Это не просто некая обязанность, которую дети должны выполнять, чтобы достигнуть каких-то успехов в жизни. Ну, как пример: ребенок учится, чтобы получить знания. Ответственность – это, как написано в Википедии, «совокупность действий (мер), исполнение которых позволяет личности безопасно достигать желаемого». Мне кажется тут главное слово – «безопасно».

Ребенок с малых лет должен понять, что всякий поступок или бездействие приводит к определенным результатам. Правильное действие (бездействие) – к положительному результату, а неправильное – к плохим последствиям или для самого ребенка, или для других людей. И не обязательно это будут родители, друзья, родственники. Плохо может стать и совершенно чужим людям.

Вот пример из жизни. Мама с 8-ми летним ребенком возвращается в вечерних сумерках из кинотеатра. Внезапно мальчик принимает решение не ждать, когда мама подойдет к переходу, и начинает перебегать дорогу самостоятельно, совершенно не глядя по сторонам и не обращая внимания на красный свет светофора. Из-за поворота на хорошей скорости вылетает легковой автомобиль. Если бы не отличная реакция шофера, который, вильнув в сторону, направил свою машину в сугроб на обочине, едва не перевернувшись, то все бы для мальчишки закончилось больницей, а то и еще хуже. Шофер, перепуганный насмерть, выскочил из машины и начал расспрашивать «цел ли малец», но тут мама, словно разъяренная фурия, набросилась на него чуть не с кулаками. Мол, куда ты смотрел, чуть дитя не задавил. А то, что в салоне сидели жена и трехлетняя дочка водителя, которые могли пострадать, если бы машина перевернулась, она в расчет не брала. Вот и скажите, о каком воспитании ответственности может идти речь, если мама сама безответственная.

Так что ответственность – это еще и способность предвидеть и влиять на ход событий. Если хотите – это значит быть ответственным за свои поступки.

Но мало быть ответственным только за сохранность своих вещей или своего личного благополучия. Мы живем не в тайге, а среди людей, и наши действия (и действия наших детей) должны учитывать сохранность и их жизни, и их благополучия.

Как привить ответственность детям

как научить ребенка ответственности в 8 летСкажу сразу, – если не начать с себя, то ничего не получится. Если родители сами безответственны и не собраны, то они никогда не смогут привить, а уж тем более потребовать от детей того же самого.

Научиться предвидеть последствия своих поступков не так-то просто, потому что маленькие дети (до 7 лет, по крайней мере), живут одним днем и не думают о будущем. Думать за них должны родители. И учить детей начинать думать на шаг или два вперед должны тоже они. Не научат в 3 года или 5 лет, в 7-9 лет будет уже поздно. Крохе с пеленок нужно прививать личную ответственность. Когда ребенок пойдет в садик, а потом в школу, его уже там будут учить коллективной и гражданской ответственности, а начиная с подросткового возраста –приучать еще и к юридической ответственности за свои действия.как ребенка научить самостоятельности и ответственности

Но давайте рассмотрим все по порядку.

    1. Прежде чем ребенок поймет, что значит быть ответственным, его нужно научить быть организованным. Не в смысле ходить парами в детском саду или вставать в восемь утра, что тоже должно иметь место. Его необходимо приучить убирать за собой свои игрушки и вообще свои вещи на места. Ребенок должен следовать распорядку дня и выполнять все вовремя.
    2. Некоторые родители почему-то думают, что в три года ребенок не может быть самостоятельным. В целом и общем – да, ему нужна еще помощь взрослых. Но самостоятельно заправлять свою постель, одеваться, кушать и выбирать, чем он хочет заняться в свободное время – этому родители вполне могут его научить.
    3. Не стоит стоять над душой у малыша, когда он одевается на прогулку, не надо и самим его одевать, чтобы ускорить процесс. Просто поставьте ему определенные временные рамки, и если он не уложится в них, то отмените прогулку. Один-два раза таких «строгостей», и ребенок поймет, что его действия (вернее, бездействие) ему же самому на пользу не идут.
    4. Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам. Не собирайте ему рюкзачок для прогулки или в детский сад. Пусть он самостоятельно это сделает. Просто подскажите ему, что он должен туда положить. Не завязывайте ему шнурки на ботинках. Дайте понять, что если он сам не завяжет – ему же хуже: споткнется и упадет, а оно ему надо?как научить ребенка ответственности в 10 лет
    5. Ребенок просит включить ему мультфильмы или включает их сам, но игрушки убирать не желает. Откажите ему в удовольствии до тех пор, пока он не выполнит свои обязанности. Пока он мал и подчиняется воле родителей, его легко приучить к такому ходу вещей, когда удовольствия получают только после дела. Да, да, все та же русская пословица!
  1. Если малыш что-то делает назло родителям, проверяя их реакцию, или капризничает, добиваясь желанного – не идите у него на поводу. Порвал штанишки, игнорируя предупреждение не лезть через ограду? Не ругайтесь, но дома предложите ему самому зашить дыру или пусть ходит так, но отметьте, что детки в садике будут над ним смеяться. Прочтите вместе рассказ Н. Носова «Заплатка». Надо сказать, что рассказы этого писателя весьма поучительны и разъясняют детям многие вещи доступным языком, в том числе и что такое ответственность за свои поступки. Поэтому нелишним будет приобрести его книгу для домашней библиотеки.
  2. Не стоит ругать малыша за то, что у него что-то не получается, он ведь еще только учится. Поэтому всегда старайтесь быть рядом и прийти ему на помощь и делом, и словом. Подбадривайте его, поддерживая в нем инициативу. Хочет помыть посуду – пожалуйста! Вынести мусор – отлично! И не страшно, что тарелки не совсем чистые, а ведро слишком тяжелое, с мамой или папой эта работа будет в удовольствие.
  3. Учите детей взаимодействовать с другими людьми, обращайте их внимание на безопасность не только личную, но и окружающих. Сколько раз наблюдала в песочнице, как ребенок яростно начинает копать песок, совершенно не заботясь, что он разлетается во все стороны, а мама при этом спокойно следит за его действиями. А ведь он не один там находится! Песок может запросто попасть в лицо и глаза других деток.

Ответственность начинается с малого: с заботы о попугайчике или хомячке, с вежливого обращения к старшим, с трепетного отношения к младшим и уважения к старикам, с элементарных правил поведения в обществе и правил безопасности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: