«Можно» и «нельзя»: как правильно научить ребенка понимать эти понятия

Слова «можно» и «нельзя» оказывается, играют большую роль в воспитании детей. Скажу больше: с их помощью воспитывать детей намного проще. Когда ребенок четко понимает, что от него хотят взрослые, он легче адаптируется ко всему новому, проще вступает в новые контакты, меньше замыкается в себе и не вырастает эгоистом. Главное – уравновесить эти понятия и научить малыша ими пользоваться в жизни.

Содержание

  1. Начну с примера
  2. Когда нужно учить ребенка тому, что можно делать, а что нельзя
  3. Не бойтесь говорить с детьми по душам
  4. Еще пример о нужность слова «нельзя»

Начну с примера

можно и нельзя научить ребенка

Частенько ходила гулять с детками в чужие дворы. Так сказать, для расширения кругозора и новых знакомств. Новые знакомства (имею в виду для ребенка, а не для себя) – это всегда новые ситуации и взаимоотношения. Не обходилось и без конфликтов в песочнице – самой распространенной форме детского общения. Почему распространенной? Да потому, что дети только еще учатся взаимодействовать, и конфликт – это для них нормальная учебная практика. Обычно мы из ссор и недопонимания выходили с достоинством. Иногда это была заслуга ребенка, иногда – моя или кого-то из мам или нянь чужих детей. Но однажды произошел случай, когда даже я растерялась.

Один малыш, с которым мы познакомились в очередной песочнице, ударил моего воспитанника за то, что тот не захотел с ним играть (ну, не в настроении был ребенок). Удар был довольно силен, но слезы полились градом из глаз моего парня больше из-за обиды. Мама же обидчика наблюдала за действием своего дитяти с улыбкой и даже не пыталась встать со скамейки. На мой вопрос, зачем он это сделал, малыш, не сильно задумываясь, ответил: «это я так играю», чем и поставил меня в тупик. Так нагло врать в пять неполных лет!

Вот и скажите теперь, как воспитывала его мама! А никак. Ребенок не знал элементарных правил поведения. Ему никто не говорил, что драться и играть – это разные вещи. Пришлось нам собрать игрушки и уйти из песочницы. А дома я попыталась объяснить своему ребенку, почему мальчик его ударил и что так, как он поступил, делать нельзя.

Когда нужно учить ребенка тому, что можно делать, а что нельзя

можно и нельзя как научить ребенка

Первые «можно» и «нельзя» нужно говорить детям, как только они начнут, сидя на руках мамы, изучать окружающий их мир квартиры. Детки любопытны и им хочется всё потрогать и пощупать. Но ведь ни одна мама не позволит малышу трогать горячую плиту или утюг. Ни одна мама не разрешит своему ребенку залезть на высокий подоконник и спрыгнуть оттуда. Опасно! Но редко кто из родителей задумывается, что не только от опасности нужно ограждать ребенка, но и от эгоизма и от девиантного поведения, когда малыш, еще сам того не осознавая, начинает врать, применять насилие к более слабым деткам, безнаказанно делать пакости, брать чужое без разрешения.

Малыш тянет руки к компьютеру. Но ведь компьютер не игрушка! Чаще всего это рабочий инструмент одного из родителей или помощник для учебы старшего брата или сестры. Твердо скажите «нельзя» и обоснуйте отказ. Нельзя, потому что это папино (брата, сестры, мамино). Если всякий раз говорить твердое нет и обосновывать свой отказ, то малыш четко будет знать, какие вещи в доме можно брать, а каких ему касаться нельзя. Частенько мы смеемся, когда видим в интернете ролики, где неразумное дитя, играя с компьютером или маминым телефоном (и даже с деньгами), портит их. Но нам отчего-то становится не до смеха, когда мы сами оказываемся в такой ситуации.

Поэтому чем раньше мы начнем приучать малыша к словам «можно» и «нельзя», тем естественней до него будет доходить их смысл.

Не бойтесь говорить с детьми по душам

можно и нельзя как научить ребенка этому

И не надо бояться говорить детям «нельзя» и «можно».

  1. Ведь именно так мы учим быть их добрыми. Нельзя бить маленьких и слабых (даже животных), нельзя проходить мимо, если кому-то плохо и ему нужна помощь, нельзя быть жадным, надо делиться игрушками со всеми.
  2. Объясняем, что такое хорошо и что такое плохо. Можно жалеть тех, кто плачет, даже если не ты их обидел, можно дарить свои игрушки другим, если тебе хочется, можно помочь подняться тому, кто упал. Ведь всякое «можно» потом превратится в «нужно», которое ребенок пронесет через всю свою жизнь.
  3. Мы помогаем ребенку понять, как правильно нужно вести себя в цивилизованном обществе. Нельзя брать чужое – это воровство и оно наказуемо. Нельзя врать, ведь вранье всегда обернется против тебя самого – с тобой перестанут общаться, тебе перестанут доверять. Нельзя делать только то, что тебе хочется – это навредит в конечном итоге и тебе.

Говорить ребенку слово «нельзя» – это не значит «бить его по рукам» и запрещать познавать что-то новое. Для того чтобы что-то взять, посмотреть, поиграть или съесть, существует не слово «дай», а слово «можно», но только в виде вопроса.

Многие ли современные дети обращаются к взрослым с вопросом: «можно мне посмотреть?» или «можно взять поиграть?». Не всегда приятно наблюдать, когда находясь в гостях, чужое дитя, не спрашивая разрешения, хватает дорогую вещь (причем не обязательно дорогую в денежном смысле) и носится с ней по квартире или пытается в ней что-нибудь отковырять. Согласитесь, сердце замирает от такого вандализма. Но дитя неразумно и не знает ценности некоторых вещей, а взрослые знают. И именно поэтому родителям надо объяснять детям, что можно, а что нельзя и делать в беседах по душам, а не в грубых окриках в гостях.

Спокойные обсуждения различных ситуаций (так называемый «разбор полетов»), которые возникают на улице, в гостях, в садике, дома – просто необходимы. Они учат ребенка правильно вести себя в тех или иных ситуациях и достойно выходить из различных конфликтов.

Еще пример о нужность слова «нельзя»

можно и нельзя учим ребенка

Казалось бы, я говорю естественные и понятные для всех вещи. Но вот вам еще пример из жизни – не из моей практики, но поведанный мне еще на заре 2000-х, когда вовсю процветали модные воспитательные методики. Человек, который рассказал мне эту историю, наблюдал ее в автобусе.

Автобус полон народу. На сидении, что ближе к водительской кабине, сидит бабулечка. Рядом встала мамочка с пятилетним отпрыском. В салоне не пройти дальше – народ стоит плотно. Родительница с мальчиком только-только вошли в автобус. Двери закрылись, все поехали. Что там было в голове у мальчика, непонятно, но он стал пинать сидящую рядом старушку по ногам. Та не выдержала и попросила его не делать этого. Но парень не унимался и продолжал свое дело. Мама – ноль эмоций. Старушка попросила маму повлиять на свое чадо и запретить ему так себя вести. На что мама гордо и громко заявила, что она воспитывает своего ребенка по «скандинавской методике» и ничего ему не запрещает. Автобус остановился на следующей остановке. Водитель открыл двери, пассажиры, кому надо, выходят. Выходит и сам шофер. Обойдя автобус, он входит в салон и молча, не говоря не слова, за руку выводит мальчишку из автобуса. Мамочка с возмущенными воплями «Что вы делаете! Вы не имеете права!» выскакивает за ними. На что шофер спокойно отвечает: «Что хочу, то и делаю. Меня мама тоже по скандинавской методике воспитывала».

Вот такая история. Думаю, она научила маму, что не всегда модные методики воспитания детей, которые учат не говорить детям слова «нельзя» и «можно», работают в России.

В Швеции, Японии, Америке свои правила и законы, своя политическая и социальная структура, свои порядки и своя мораль. И в российских реалиях она не работает. Русский народ всегда был славен крепостью своих традиций и своим отношениям к воспитанию детей. Может, именно поэтому у нас люди добрее и социальнее, чем в других странах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: