Артикуляционные упражнения для постановки звука [ш]

Главная задача артикуляционной гимнастики для постановки звука [Ш] добиться правильного положения органов речи. Чтобы обеспечить хороший тонус и скоординированную работу речевого аппарата, рекомендуется действовать сразу в нескольких направлениях:

  • делать специальные упражнения,
  • выполнять массаж языка,
  • заниматься с логопедом,
  • практиковать скороговорки.

Ежик с буквой Ш

Условия правильного произношения

Желаемое положение речевого аппарата при произношении Ш:

  1. кончик языка приближается к небу, но прижимать его не следует,
  2. губы слегка выдаются вперед,
  3. боковые края языка прижаты к верхним зубам.

Во рту образуется «чаша», обеспечивающая правильное звучание. Воздушная струя, подаваемая голосовыми связками, выходит ровно по центру языка. Изменения описанного положения приводят к искажению звука.

Важно!

Родители неосознанно смягчают звуки при разговоре с чадом, давая неверный образец для подражания. Обязательно следите за собственной речью.

Занятие артикуляционной гимнастикой с ребенком

Базовые упражнения

Привести мышцы лица и языка в «боевую готовность» и впоследствии добиться правильного произношения звука [Ш] можно, выполняя артикуляционные упражнения.

«Кобра»

Следует подражать движениям змеиного языка. Сделав язычок узким, его вынимают изо рта как можно дальше, затем возвращают назад. При этом рот растягивают в улыбке. Выполняют минимум 4 повторения.

Копирование змеи позволяет укрепить мышцы речевого аппарата.

«Под грибом»

Широко открыв рот, язык прикладывают к верхнему небу. Удерживать его надо как можно дольше. Чем шире будет шляпка «гриба», тем больше насекомых сможет укрыться под ним от дождя. Важно, чтобы язык оставался широким.

Изображая шляпу грибка, ребенок учиться фиксировать органы речи в заданном положении, тренирует подъязычные связки.

Ребенок облизывает губы

«Вкуснятина»

Нужно представить, будто на губах что-то очень вкусное, например варенье. Исходная позиция:

  • положение нижней челюсти статичное,
  • рот немного приоткрыт,
  • язык широко растянут,
  • его боковые поверхности соприкасаются с уголками рта.

Далее выполняют движения острым кончиком языка сверху вниз, будто облизывая губы.

На первых порах могут возникать сложности в выполнении задания. В таком случае можно фиксировать челюсть рукой. Упражнение очень эффективно для постановки шипящих звуков.

«Блин»

Речевой орган должен быть подобен нежному блинному тесту. Рот приоткрывают, расслабленный язык кладут на нижнюю губу. Можно прикрыть глаза, это помогает достичь максимального покоя. Замереть следует на 5–7 секунд.

С помощью этого упражнения ребенок научится расслаблять язык.

Совет

Хорошо выполнять «Блинчик» в середине комплекса – это помогает отдохнуть, а затем продолжать занятие с новыми силами.

«Веер»

Расслабленный широкий язык вынимают изо рта и качают им вверх и вниз, подражая движению веера.

Хорошо прорабатываются все мышцы языка, тренируется концентрация.

Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься постоянно. Каждый сеанс должен включать не более 4–5 упражнений. Добившись качественного [Ш], ученик избавится от проблем с [Ж], ведь эти звуки имеют общий способ артикуляции.

Девочка показывает язык

Как делать массаж языка?

Массаж улучшает кровообращение, подготавливает артикуляционный аппарат к работе и помогает снять напряжение после ее завершения.

  1. Сначала разминают губы, немного их покусывая.
  2. Расслабив язык и распределив его по всей ширине ротовой полости, легонько жуют боковые части.
  3. Между нижней и верхней челюстями просовывают кончик языка и аккуратно его прикусывают. Затем язык постепенно высовывают наружу, повторяя покусывания по мере продвижения.
  4. Немного приоткрыв рот, протягивают язык между зубами вперед и назад.

Совет

Подвижность связок во многом зависит от позитивного настроя. Начинать разучивать комплекс артикуляционных упражнений рекомендуется, когда ребенок здоров и находится в хорошем расположении духа.

Логопед занимается с ребенком

Помощь логопеда

Шипящие легко поддаются коррекции в домашних условиях, но чтобы избежать технических ошибок при выполнении заданий, первые 2–3 занятия лучше провести под наблюдением специалиста.

К тому же, есть случаи, когда проблемы звукоизвлечения вызваны физиологическими особенностями, такими как:

  • полные (или слушком узкие) губы,
  • короткая подъязычная уздечка,
  • строение челюсти.

Логопед поможет определить причину неправильного произношения и разработать программу коррекции.

Буква Ш и пчела из фетра

Устная практика

Довести правильное произношение до автоматизма помогут устные упражнения. Чтобы процесс был интересным, из слов с нужным звуком составляют простые предложения, например:

  • На окошке сидит наша пушистая кошечка Маша.
  • Саша пришел к бабушке за сушкой.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков довольно быстро дает хорошие результаты при условии правильной техники выполнения упражнений и их регулярности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: