Математика, конечно же, царица наук, но чтобы общаться с сей царицей на равных, нужно понимать ее язык. А он, как известно, дается не всякому. Все люди поделены в основном на две категории: это те, кто дружит с точными науками, щелкает задачки и примеры как орешки и те, кого называют «ботаниками», то есть люди, склонные к гуманитарным наукам. При этом практически все «технари» неплохо ориентируются и в биологических процессах, и в истории, и в литературе, в отличие от иного гуманитария, который не решит и элементарный пример по алгебре.
Почему так происходит и как помочь ребенку, не имеющему склонности к математике, полюбить эту науку и научиться применять ее в жизни?
Такая простая сложная математика
«Мама может все» уже писала, для чего нужно развивать у ребенка логическое мышление и как это нужно делать. Расскажу, как я на практике применяла логику и связывала ее с математикой и наоборот.
Все, что нас окружает, подчинено математической логике. Все в мире связано в единый закон путем построения цепочек и умозаключений. Как это объяснить малышу? Очень просто. Гуляйте с пользой. На поляне, где много одуванчиков, есть возможность посчитать не только их все (один, два, три…), но и сосчитать отдельно цветы, которые еще цветут (желтенькие) и те, что покрылись семенами (белые). При этом рассказать, что каждый «парашютик» – это отдельный цветочек в будущем. Таким образом, получится объяснить дробность одного целого, когда один цветокразлетается(разделяется) на множество частей. Это поймет даже двухлетка.
Считать, складывать, отнимать и даже делить и умножать легко научиться в игре. Игра – это практическая, наглядная математика. Если в пирамидке 8 колечек, но ребенок одел на основание только три, то сколько осталось не одетыми? Получится сравнение – больше-меньше. Добавьте еще пару кубиков к башенке из четырех уже составленных друг на друга, и вот вам сложение. Ребенок съел две ягодки из тарелки, где их было десять штук – вычитание.
Любое действие легко подвести к математическим вычислениям. На прогулке хорошо считать голубей или воробьев (они постоянно то улетают, то прилетают). Если малыш уже знает цифры, то их легко повторять, подходя поочередно к припаркованным во дворе машинам и считывать их номер. Я сразу объясняла, как считывать двузначные и трехзначные числа. Понятия десятка и сотни принимаются детьми после трех-четырех лет как данность (при условии, что они уже знакомы с цифрами до 10).
Будучи за городом, рассматривали муравейник. Помимо наблюдений за суетой насекомых, рассуждали на тему множества. Как пример приводился улей с пчелами. Чем больше пчел – тем больше меду. Мало муравьев – муравейник невысокий, много муравьев – муравейник высокий.
Вот задача: сколько вырастет морковок из пяти зернышек? А сколько будет огурцов из четырех? В мире не все так просто, как кажется. И малыш должен это понимать. А чтобы понимать, нужно наблюдать и научиться логически мыслить.
Строим логические цепочки
Логические построения помогают полюбить математику. Задачки на логику хорошо начинать давать детям уже с трех лет. Несложные, совсем простые и наглядные. Я делала так: ставила в ряд несколько мягких игрушек и одну пластмассовую и просила определить лишнюю. Не беда, если не получится сразу. Дайте малышу подсказку пощупать все предметы и сказать, какие они на ощупь. Понимание придет как озарение. Эту игру можно разнообразить, например, машинками, среди которых «затесался» трактор или мотоцикл или плюшевыми мишками, подсадив к ним мягкого кота.
А еще мы рисовали и лепили. Например, я рисовала на одном листочке одну птичку, на другом – три и просила малыша нарисовать на своем листике столько птичек, сколько должно быть между одной и тремя. Во время занятий лепкой катали шарики разных цветов. Я – синие – пять штук, малыш красные – три. Вопрос звучал так: сколько между ними надо скатать желтых шариков? Или вот еще задание: скатать один синий, два зеленых, три желтых. Сколько надо будет скатать красных, чтобы продолжить счет?
Вообще вариантов логических задачек для двух-и трехлеток огромное множество, и использовать, как наглядное пособие, у нас получалось все, что под руки попадет. Мы даже лабиринты простейшие сами придумывали и делали из кубиков, игрушек и веревочек. Лабиринты – это вообще отдельный момент в логике. Помочь зайцу избежать притаившихся в кустах хищников и непроходимых колючих кустов и благополучно вернуться домой к зайчатам с мешком яблок – что может быть интересней?
Поиск предметов – еще одна задачка на логику и на развитие памяти. Это не совсем прятки, но похоже. Мелкие предметы (в основном, игрушки из ЛЕГО) прятались под разноцветные пластмассовые баночки (баночки были разных цветов). Ребенок должен был запомнить, под каким цветом лежит та или иная игрушка. Потом он отворачивался, и я меняла две из них и прятала под баночками других цветов. Задача – найти игрушки, которые были перепрятаны и вернуть их на свои места. Со временем задача усложнялась, и «перепутывались» уже три или четыре предмета.
Казалось бы, при чем тут память и математика? Но не скажите, уметь запоминать последовательность очень даже пригодиться при запоминании таблицы умножений и формул.
Кстати, о делении и дробях
Эти вещи просто объясняются на наглядных примерах. Раскатайте пластилиновую колбаску и нарезайте ее на столько частей, сколько требуется, и попутно объясняйте малышу ,как происходит деление и что есть дроби. Сначала на две части, одна из которых ½ и вторая – ½ А вместе сложить – одно целое или 1. И так дальше по нарастающей. Детям интересны такие наглядные примеры на плиточном шоколаде или на виноградной кисти, особенно когда 2/3 или ½ разрешают съесть. А это уже сложное действие – это вычитание дробей. Но как просто и вкусно!
Вообще же математика и логика не всегда взаимосвязаны, и не обязательно ребенок, умеющий хорошо мыслить логически, будет отличным математиком. Но, по крайней мере, после таких занятий, в школе он не будет испытывать ненависть к этой сложной для его гуманитарного восприятия науке, а будет стараться постичь ее.